Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»

Ирина Погорелова
Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»

Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как о частице нашей Родины. Воспитывать любовь, уважение к своей республике, малой родине, животному и растительному миру Калмыкии.

Задачи викторины:

Познавательные: способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родного края. Активизирование мышления и воображения дошкольников. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Развивающие: способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со сверстником и умению работать в команде. Развитие любознательности, внимания, коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему родному краю, формирование толерантного сознания детей, принятия уважительного отношения к разным национальностям. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь. Воспитывать дух соревнования.

Речевые: Создать условия для побуждения детей к речевой активности.

Предварительная работа:

Изучение государственных символов России и Калмыкии (их происхождение и история, работа над подборкой прилагательных к словам, изготовление эмблем и стягов групп, написание девизов групп, повторение сказок, пословиц и поговорок о родном крае. Повторить животных и птиц, занесенных в Красную книгу Калмыкии.

Оборудование: проектор с презентацией, аудиозапись мелодии композитора Чонкушова «Степь» и других мелодий на усмотрение музыкального руководителя.

Демонстрационный материал: Два черных ящика. Матрешка. Пиала и борцоки. Колокольчик. Обручи. Флаги и России и Калмыкии.

Раздаточный материал: флаги команд, эмблемы, атрибуты для подвижных игр. Дидактические игры: «Найди среди гербов разных стран герб России», «Найди среди гербов разных республик герб Калмыкии», «Одень Айсу и Баира в калмыцкий национальный костюм», «Одень Машу и Ваню в русский народный костюм». Медали для детей.

Ход викторины

Под мелодию композитора Чонкушова «Степь» дети входят в зал.

Ведущий. Уважаемые участники викторины и члены жюри! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале. Сегодня мы собрались с вами здесь, что бы поучаствовать в познавательной викторине «Край родной навек любимый». Я знаю, что здесь собрались самые любознательные ребята старшей группы. А так же самые опытные и самые мудрые члены жюри. Позвольте их представить. Представление жюри.

Итак, сегодня нам предстоит соревнование на самую умную, сообразительную и всезнающую команду. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получит флажок. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество флажков.

Ведущий.

- Послушайте прекрасное стихотворение.

1 ребенок.

На все стороны степь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!

Ведущий: Ну, а теперь разрешите объявить наш первый конкурс – «Конкурс приветствие». Обратите внимание на экран. Давайте познакомимся с командами нашей игры. Прошу капитанов представить свои команды (слайд 2).

(Каждой команде даётся слово для приветствия: показ эмблемы команды и стяга, а также девиза)

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»

Звучит приветствие команд.

Команда «Знайки»

Капитан команды: Наша команда.

Дети: «Знайки!»

Капитан команды: Наш девиз!

Дети: Мы команде «Умейки»

Шлём пламенный привет,

И от души желаем знать

Правильный ответ.

Звучит приветствие команды «Умейки»:

Команда «Умейки»

Капитан команды: Наша команда.

Дети: «Умейки»

Капитан команды: Наш девиз.

Дети: С вами мы сразимся,

Но просто не сдадимся.

Все свои умения,

Применим без сомнения.

Ведущий: Отлично! Теперь мы знаем, что обозначают эти эмблемы и стяги. Сейчас вы должны быть очень внимательными, так как объявляется второй конкурс – «Разминка». Берите с собой свои знания и вперед. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна будет ответить, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой команде. Балл зачитывается той команде, которая даст правильный ответ.

Ведущий: Планета, на которой мы живем - называется Земля. А мы жители этой планеты – Земляне. Много на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Слушайте внимательно вопросы, друг - другу не мешайте и не перебивайте. Начинаем с команды «Знайки».

1. Как называется наша страна? – Россия.

2. Назовите столицу России?

3. -Правильный ответ мы сейчас увидим на экране (слайд 3).

Ведущий: У каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наша республика.

3. Как называется наша республика?

4. Назовите столицу Калмыкии?

- Внимание на экране правильный ответ (слайд 4).

5. Кто президент РФ?

6. Кто президент РК?

- Давайте еще раз посмотрим и запомним наших президентов (слайд 5).

Ведущий: Молодцы отлично отвечали. У каждого человека есть своя малая Родина там, где он родился, живет. Малая Родина – это наше село. Улица, где мы живем. Это детский сад, куда мы ходим. Это наши любимые папы, мамы, соседи.

7. Как называется наше село? (слайд 6).

Ведущий: Правильно село Малые Дербеты, где мы живем и работаем, этот маленький уголок земли – тоже Родина, часть большой и необъятной нашей страны.

8. Сколько в селе нашем детских садов, кто знает, как они называются?

9. На какой улице, находится детский сад «Колокольчик»? (слайд 7).

10. Номер детского сада? На калмыцком языке.

Ведущий:

- А вы знаете дети, был такой случай,

Ехали люди с работы домой.

Только доехали – вот чудеса!

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Где наша улица, где же наш дом?

Не с вами, это произошло?

Давайте проверим, все ли знают улицы, на которых живут. Отвечаем по очереди. Начнем с команды «Знайка». (Дети называют улицы села).

2. ребенок

Калмыцкие кибитки кочевые,

Тянулись долго в светлые края,

И на волжском берегу,

В степях России,

Нашла приют Калмыкия моя.

3. ребенок

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей нашей России

Ближе к сердцу Калмыкия моя!

Подвижная игра «Соберись у стяга»

Ведущий: Сейчас мы проверим, какая команда самая внимательная и быстрая.

Звучит музыка, капитаны команд встают в центр зала, держат в руках флаги России и Калмыкии. Дети бегают врассыпную, по сигналу ведущего смолкает музыка, капитаны меняются стягами и расходятся в разные стороны, дети должны подбежать, взяться за руки и встать вокруг своего капитана, держащего в руках стяг России или Калмыкии. Игра повторяется 2-3 раза.

Ведущий: Откроем черный ящик и посмотрим. (Матрешка)

Ведущий: Издавна мастера изготовляли и расписывали деревянных кукол и дали им

распространенное русское имя Матрёна. Впоследствии деревянная матрешка, носящая русское имя, стала визитной сувенирной карточкой России и гордостью национального декоративного искусства.

Ведущий: А теперь черный ящик для капитана команды «Умейки».

В черном ящике находятся 2 предмета.

Хозяин дома должен подать этот напиток держа его обеими руками, а гость должен принять его как знак уважения. Из покон веков существует традиция встречать и угощать гостей этой выпечкой.

Ответ капитана команды «Умейки».

Ведущий: Посмотрим что же в черном ящике. (Чай и борцоки)

Ведущий: Есть калмыцкая пословица: «Сначала дай гостю утолить жажду, а потом спрашивай у него причину визита». И на самом деле, калмыцкий чай положительно влияет на здоровье человека. Он прекрасно поможет при переутомлении. В чае достаточно много кофеина, который придаст энергии и бодрости организму.

Ведущий: Второе задание капитанам

«Найди среди гербов разных стран и республик герб России и герб Калмыкии»

Ведущий: Я предлагаю капитану команды «Знайки», найди среди гербов разных стран герб России. Задача усложнена тем. Что на гербах этих стран изображены орлы.

А капитану команды «Умейки», найти среди гербов республик входящих в состав России герб Республики Калмыкия. (Капитанам предлагаются карточки с изображением гербов разных стран и республик, входящих в состав России).

Побеждает капитан, который быстрее справиться с заданием.

Ведущий: Давайте еще раз посмотрим на символы России и Калмыкии (слайд 8-9).

Ведущий: Трудолюбивые люди живут на калмыцкой земле. Они разводят овец, коров калмыцкой породы. А это – лучшая шерсть, первоклассное «мраморное» мясо, которое ценится во всем мире. Калмыки разводят верблюдов ради шерсти и молока. Рождение верблюжонка отмечается не менее торжественно, чем появление на свет ребёнка. Чтобы найти хорошие пастбища для скота калмыки переходили с места на место, то есть кочевали. Они перевозили кибитки и все вещи (слайд 10).

Предлагаю вам представить, как все это было поиграть в калмыцкую игру «Хатон качует».

Ведущий: Хорошо отдохнули. А теперь продолжаем викторину четвёртый конкурс

«Экологический».

4 ребенок

Калмыкия страна просторов,

Ты велика и широка.

Тобой дивятся с юга горы,

Соседствуешь ты с тихим Доном

И древним Манычем – рекой.

Ведущий:

А теперь от вас не скрою,

Я экзамен вам устрою!

Я в таланты ваши верю,

Но сейчас я вас проверю.

Ведущий: Слушаем внимательно вопросы, друг - другу не отвлекаем. Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди. Отвечать нужно быстро. Начнем с команды «Знайка».

1. Дети, какое животное Калмыкии занесено в Красную книгу? (Сайгак). Можно сразу отвечать на калмыцком языке (слайд 11).

2. Какой цветок Калмыкии занесен в Красную книгу? (Тюльпан). А на калмыцком языке? (слайд 12).

Ведущий: Красив калмыцкий край! Прекрасна калмыцкая степь весной, покрытая ковром цветущих тюльпанов. Для калмыков они всегда были олицетворением весеннего возрождения природы, символом счастья. Бамб цецг – «цветок счастья», - говорят о них в народе. «Равные солнцу!» - говорили о тюльпанах в старину.

3. Какая птица Калмыкии занесена в Красную книгу? (Журавль). Отвечаем на калмыцком языке (слайд 13).

4. Какое животное самое быстрое у нас в степи? (Сайгак)

- Правильно гордость степей – сайгак.

5. Как еще по-другому называют сайгаков? (Сайга, Степная антилопа)

6. Чем отличается самки сайгаков от самцов? (Самки безроги) (слайд 14).

7. Какая птица является олицетворением мужества? (Орел) (слайд 15).

8. Какое животное в первый день весны вылезает из своей норки? (Суслик) Если знаете, отвечайте сразу на калмыцком языке (слайд 16).

9. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд) (слайд 17).

10. Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк) (слайд 18).

11. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц) (слайд 19).

12. Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке золотой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса) (слайд 20).

Ведущий: Молодцы команды правильно ответили на вопросы

Розыгрыш «Внимательные дети»

Ведущий: Поиграем?

Дети: Поиграем!

Ведущий: Я вам буду сообщать что-то, а вы говорите: «И мы».

Я пойду в степь.

Дети: И мы!

Ведущий: Я нарву полыни.

Дети: И мы!

Ведущий: Я отнесу полынь сайгачатам.

Дети: И мы!

Ведущий: Они будут, есть траву.

Дети: И мы!

Разминка «Веселые сайгачата»

Сейчас мы превращаемся в сайгачат, выполним разминку.

Встанем, глубоко вздохнем.

Мы немного отдохнем.

Руки в стороны, вперед, (Дети выполняют движения.)

Сайга мама всех зовет:

- Эй, сайгачата, все за мной! Поспешим на водопой (бег на месте).

- Вот широкая река, в ней холодная вода. Пейте!

(Плавное разведение рук в стороны, вперед, достаем до пола руками.)

- Сейчас повертим головой, не притаился ль, хищник злой? (Повороты головы в стороны.)

Сайгачонок, длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Копытцем левым постучи,

Копытцем правым.

Добежишь домой ты браво.

(Дети хором произносят слова, выполняя под них движения.)

Ведущий: Следующее задание называется «Фразеологический зоопарк». Вы готовы. Начнем с команды «Знайка».

1. Голоден как … (волк). А теперь повтори все выражение полностью.

2. Хитер как… (лиса).

3. Труслив как (заяц).

4. Здоров как… (бык).

5. Упрям как… (осел).

6. Болтлив как… (сорока).

7. Нем как… (рыба).

8. Колючий как… (еж).

Ведущий: Неплохие результаты. Обеим командам было задано одинаковое количество вопросов. Жюри подсчитывает очки. А мы послушаем стихотворение.

5 ребенок

Природа – наш чудесный дом!

Пусть всем уютно будет в нём!

Пусть чистыми будут степь, река!

По синему небу плывут облака!

Сайгаки гуляют,

Лебедь машет крылом:

Берегите природу - это наш дом!

Звучит песня «О Калмыкии»

Ведущий: Пятый конкурс «Литературный»

6 ребенок

Здесь в мире мы за годом год,

Живём, друг, другу помогая,

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.

Ведущий: Итак, друзья, продолжаем викторину,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

-А почему они волшебные? (ответы детей)

- Правильно. Потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.

Сейчас мы проверим «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

«Загадки по сказкам». Задание: ответить, как называется сказка и кто ее автор?

1. Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке. («Колобок», народная сказка)

2. А дорога далека, а корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь», народная сказка)

3. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», народная сказка)

4. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. («Снегурочка», народная сказка)

5. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко!

Не послушал ты кота, выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса», народная сказка)

6. По тропе шагает бодро, сами воду тащат ведра. («По щучьему веленью», народная сказка)

7. Отворили дверь козлята, и … пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят», народная сказка)

8. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. («Теремок», народная сказка)

Ведущий: С этим заданием справились русские народные сказки, вы знаете хорошо, а теперь мы проверим, узнаете ли вы калмыцкую народную сказку по иллюстрациям (слайды 21 - 24).

Участники называют калмыцкие сказки «Петух и павлин», «Веселый воробей»,

«Злая ворона» «Сказка о родном крае».

Ведущий: А теперь мы проверим, как вы знаете пословицы и поговорки о родном крае. Дети сидят на стульях. Воспитатель начинает, а дети продолжают по очереди с команды «Знайки».

Игра «Закончи предложение».

1. Родимая сторона – мать… а чужая – мачеха.

2. Человек без Родины… что соловей без песни.

3. Где жить там и … слыть.

4. В каком народе живешь… того обычая и держись.

5. Глупа та птица, …которой гнездо не мило.

6. Где родился… там и пригодился.

7. Всякому мила … родная сторона.

8. Родная землица … и во сне снится.

Несколько пословиц на калмыцком языке.

Ведущий: Ребята, у каждого народа, проживающего на территории России, есть не только свои обычаи и традиции, национальная символы, народные сказки, но и любимые игры. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Гори гори ясно».

Ведущий: Последнее задание. Русский и калмыцкий народ всегда были трудолюбивыми, умели работать, но умели и отдыхать. И конечно на праздник надевали свою лучшую одежду. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам об особенностях национальной одежды.

Проводится дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм».

Дети каждой команды делятся на микрогруппы, одевают кукол мальчика и девочку в праздничную национальную одежду (русскую и калмыцкую).

Ведущий: Команда «Знайки» оденут Ваню и Машу в русский национальный костюм.

Команда «Умейки» одевают Баира и Айсу в калмыцкий национальный костюм (слайд 25 - 26).

7 ребенок

На просторах России

Много разных народов живет.

Все народы, как братья равны,

Всем народам — любовь и почет.

Ведущий: На территории России в городах и селах, кишлаках и аулах живет много людей разных национальностей. Люди, проживающие на одной территории, должны друг друга уважать и быть, как братья, вот совсем как пальчики вашей руки. Представьте, что каждый палец на руке означает людей разных национальностей. Например: большой палец – башкиры, указательный – русские, средний палец – калмыки, безымянный – удмурты, мизинец – коми – пермяки.

Ведущий: Ребята, как вы думайте, что сильнее: один палец или пальцы, собранные вместе. (Примерные ответы детей: когда пальцы вместе.) Вот так и с людьми разных национальностей, проживающих на территории России: чем крепче дружба людей, тем они сильнее. Все люди, которые живут на территории России, имеют равные права, свои традиции, свою культуру, которую нужно ценить и уважать (слайд 27).

Танец дружбы.

Ведущий: Через несколько минут мы узнаем победителей викторины «Край родной навек любимый». Жюри прошу подвести итоги нашей викторины. А мы послушаем прекрасное стихотворение.

8 ребенок

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы.

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый.

Ведущий: Пока вы ещё маленькие, и не можете ничего для Родины сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Ведущая: А сейчас наступает самый приятный и волнующий момент. Предоставляем слово жюри. Жюри объявляет итоги, обосновывает их, объявляет команду победителя. Вручение медалей.

Рефлексия

Ведущая: Поздравляем победителей! Все сегодня старались! Молодцы!

- Вам понравилась викторина?

- Что понравилось больше всего?

- Какие задания были трудными?

Ведущий: Вы показали хорошие знания. Кому-то, где-то было трудно. Но мы обязательно постараемся это узнать. Как говорит русская пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Прикреплённые файлы:

viktorina_nm9i9.ppt | 11063,5 Кб | Скачан: 88
 
Публикации по теме:

Интеллектуальная викторина «Знатоки родного города» в подготовительной к школе группе Интеллектуальная викторина для детей подготовительной группы «Знатоки родного города». Задачи: • систематизировать и обобщить знания детей.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Животный мир родного края» Цель - обобщить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах родного края. Задачи: Образовательные: - Дать детям понятие, что природа.

КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию «Знатоки родного края» КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию: «Знатоки родного края» Подготовительная группа Подготовила.

Логопедическая викторина «Знатоки родного языка» Цель: закреплять приобретенные произносительные умения. Задачи: • развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изучения родного края «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Конспект открытого занятия в старшей группе в нестандартной форме. КВН-викторина «Знатоки родного края» Открытое занятие в старшей группе в нестандартной форме – КВН - викторина на тему: «Знатоки родного края». Задачи: - систематизировать.

Сценарий праздника по патриотическому воспитанию дошкольников «Знатоки родного края». - Добрый вечер, уважаемые родители, дети! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Я хочу вам предложить вспомнить всё то, что мы с вами.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного города»Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного города» Викторина для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знатоки родного города» Цель: Актуализировать знания детей о родном городе.

Викторина для родителей старшей группы «Природа родного края» Задачи: 1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей; 2. Выявить имеющиеся знания у родителей по вопросам экологии (явления.

Викторина «Знатоки родного города» Викторина «Знатоки родного города» для детей подготовительной группы Цель: Систематизация знаний детей о родном городе, его достопримечательностях,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
Автор публикации:
Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 16:36
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе «Зимние фантазии».
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе "Зимние фантазии". Воротникова Галина. Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу представить Вам фото отчёт о...
«О выборах хочу знать всё!»
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы. Воспитатель: Аверина Светлана Богдановна МДОУ «Детский сад № 10...