Лучший педагог года

Викторина «Знатоки русского языка» для учащихся 9-х классов, приуроченная к Международному Дню родного языка

Кузнецова Наталья
Викторина «Знатоки русского языка» для учащихся 9-х классов, приуроченная к Международному Дню родного языка

Викторина для 9 класса

«РОДНОЕ СЛОВО»

ЦЕЛЬ: Прививать любовь к родному языку;

Воспитывать интерес к русскому языку;

Формировать умение рассуждать и доказывать свой ответ.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Публикация «Викторина „Знатоки русского языка“ для учащихся 9-х классов, приуроченная к Международному Дню родного языка» размещена в разделах

21 февраля объявлено Международным днем родного языка. Сегодня мы проводим викторину «Знатоки русского языка».

- Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.

Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.

Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой. Эти великие писатели прославили русский язык. Язык наш – великий.

Все вы скажете, что он непростой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.

Сегодня мы проведем небольшую конкурсную программу, которая поможет лучше узнать наш язык. Класс делится на команды, и каждая команда будет бороться за звание победителя.

II. Конкурс № 1.

- В чем народная мудрость проявляется ярче всего?

(В пословицах и поговорках)

- Перед вами начало и окончание поговорок, сложите эти поговорки. Внимание, начали!

Аппетит приходит … во время еды.

Взявшие меч … от меча и погибнут.

Видит око … да зуб неймет.

Все дороги … ведут в Рим.

Готовь сани летом … а телегу зимой.

Всяк кулик … свое болото хвалит.

Есть ещё порох … в пороховницах.

Ждать у моря … погоды.

Знает кошка … чье мясо съела.

Чем бы дитя не тешилось … лишь бы не плакало.

Кашу маслом … не испортишь.

Лес рубят … щепки летят.

Клин клином … вышибают.

Проще пареной … репы.

Рыбак рыбака … видит издалека.

Ученье – свет … а неученье – тьма.

Осень прикажет … весна свое скажет.

В зимний холод … всякий молод.

III. Конкурс № 2.

- Рассказать вам сказку? На Руси была очень почетна профессия сказителя.

А что должно быть в сказке?

Сказочная композиция, события, традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, присказки, концовка. Вот и я попробовала сочинить сказку, но не все у меня получилось, и многие слова пропущены.

Ваша задача – дописать сказку.

В некотором ___ старик ___ три ___. Но однажды ___ погоревали ___ решили ___ первый ___ дорога ___ второй ___ лес ___ третий ___ - ___ поле ___ навстречу ___ молвит ___ она ___ дальше ___ сражался ___ увидел ___ взобрался ___ встретил ___ вернулся домой ___ пир на весь мир.

- Настало время прочесть ваши сказки. (чтение сказок)

- Хорошие у вас получились сказки.

IV. Конкурс № 3.

- Русский язык непростой и имеет много тайн. В русском языке есть единственное и … множественное числа. Постарайтесь от единственного числа образовать множественное.

Баклажан - баклажанов

Яблоко - яблок

Сандалия - сандалий

Рейтузы - рейтуз

Мандарин - мандаринов

Гольф - гольфов

Петля - петель

Рукава - рукавов

Помидор - помидоров

Носок - носков

Простыня - простынь

Метро - множественного числа нет.

V. Конкурс № 4.

- А сейчас мы с вами вспомним, что такое синонимы? (это слова, близкие по значению, но различные по звучанию)

- Командам дается по три одинаковых слова, к ним надо придумать как можно больше синонимов.

Красивый - очаровательный, прелестный, прекрасный, совершенный и др.

Веселый - беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оптимистичный и др.

Плохо - отрицательно, нехорошо, неважно, дурно и др.

VI. Конкурс № 5.

- Давайте вспомним, какие буквы в русском языке бывают? (гласные и согласные)

- Мы проведем игру «О – О – О». Я загадываю загадку, а команды находят отгадку, в которой из гласных только буква «О».

1) беспорядочный шум (гомон)

2) продукт, из которого изготавливают масло (молоко)

3) хищная птица (сокол)

4) столярный инструмент (долото)

5) лиственное дерево (тополь)

6) драгоценный металл (золото)

7) съедобный герой русской народной сказки (колобок)

8) водоем (болото)

9) крупный населенный пункт (город)

10) пушной зверек (колонок)

VII. Конкурс № 6.

«Слово спрятано в слове».

- Каждая команда получает карточки со словами, внутри которых тоже находятся слова. Вам нужно их увидеть и записать. У кого больше новых слов, тот и победил.

1) уточка - точка, ток, кот

2) столб - стол, лот, лоб

3) удочка - дочка, код, чудо

4) драма - рама, дама

5) полк - пол, кол, клоп

VIII. Конкурс № 7.«ШАРАДЫ».

- Метаграммы – загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву и получится новое слово по смыслу загадки.

1) С «К» - в полях найдете,

С «Г» - романсы запоете,

С «В» - косички заплетете. (колос – голос – волос)

2) С «О» - во мне уроки учишь,

С «А» - нужна при измеренье.

«Ш» на «С» смени – получишь

Горный выступ ты в мгновенье. (школа – шкала – скала)

3) Я качество товара означаю,

А с «Б» я в стенку судна обращусь.

Но если букву «Б» на букву «Т» сменяю,

Кондитерским издельем становлюсь. (сорт – борт – торт)

- Шарада – загадка в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая часть представляет собой самостоятельное слово.

1) Первое – синоним единицы,

Для него не надобно трудиться.

На второе в институте ходят,

Два часа на это там отводят.

Слово ж целое увидите в музее

И, конечно же, в картинной галерее. (кол-лекция)

2) Часть первая – согреет дом,

Есть в тепловой машине.

Вторая – на лице мужском.

Все слово – в море синем…

Хотя простое полотно,

Но судно двигает оно. (пар-ус)

3) Часть первая – на земле остается,

Когда по ней кто-то пройдет.

Вторая – дается

Ошибками в долгом труде.

А словом охотник зовется,

Что зверя отыщет в тайге. (след-опыт)

- Анаграмма – загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слово приобретает новое значение.

1) Под седоком я мчусь, как птица.

Но справа буква лишь одна

На левый край переместится,

Вмиг превращусь я в грызуна. (рысак – крыса)

2) Не раз в оркестрах я звучала,

Мой голос струнный так певуч.

Но «Ф» моё поставь с начала,

И я во тьму направлю луч. (арфа – фара)

3) Зверек проворный, быстроногий,

Почуяв страх, стремится в нору.

Но если переставим слоги,

Он тут же превратится в гору. (ласка – скала)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Международный День родного языка»Фотоотчет «Международный День родного языка» Ежегодно, начиная с 2000 года 21 февраля отмечается Международный День родного языка. У каждого народа свой язык. А в языке передаются.

Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе»Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе» Обучение детей родному языку, овладению его богатством уделяется большое значение в учебной программе дошкольного образования Республики.

Фотоотчёт о межрегиональном форуме учителей родного языка и литературыФотоотчёт о межрегиональном форуме учителей родного языка и литературы «Межкультурная коммуникация как фактор укрепления единства народа» 21 февраля на межрегиональном форуме учителей родного языка и литературы.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Разработка внеклассного мероприятия «Знатоки русского языка» для 5 классов Разработка внеклассного мероприятия «Знатоки русского языка» 5 класс Друзья, сегодня мы проводим КВН «Знатоки русского языка». Команды 5-х.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Международный день родного языкаМеждународный день родного языка Недавно, листая этнокалендарь, натолкнулась на дату 21 февраля, оказывается, генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году с целью содействия.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Викторина «Знатоки русского языка» для учащихся 9-х классов, приуроченная к Международному Дню родного языка
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 22:16
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД