светлана ваколюк
Викторина «Мы уральцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять представление детей об Южном Урале (традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах). Развивать интерес к родному краю.
Задачи:
Образовательные: Углублять, систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае, развивать познавательный интерес, расширять кругозор.
Развивающие: Активизировать познавательную и аналитическую деятельность дошкольников, развивать наблюдательность, внимание, память. Развивать быстроту реакции, двигательную активность; эмоциональную сферу личности ребенка, умение работать в команде. Развивать коммуникативные способности, самостоятельность в своих суждениях. Закреплять у детей знания сказов П. П. Бажова; Закрепить названия поделочных, драгоценных камней. Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”.
Публикация «Викторина „Мы уральцы“» размещена в разделах
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Южном Урале;
-Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине; Урале.
-Рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края;
-Чтение уральских сказов П. П. Бажова;
-Знакомство с полезными ископаемыми Урала; Каслинским литьем; со Златоустовской гравюрой; народным ремеслом; хороводными и подвижными играми.
- Изучение национальных костюмов;
-В изобразительной деятельности: рисование и аппликация героев сказов П. П. Бажова; освоение уральской росписи; лепка украшений уральских мастеров; выполнение аппликаций национальных орнаментов.
-Посещение краеведческого музея.
Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация; атрибуты для проведения викторины.
Ход занятия
(Мероприятие сопровождается показом слайдов на экране)
Организационный момент
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
КВН начинать нам настала пора.
(Дети входят и становятся полукругом команды «Самоцветы» и «Искорки» под музыку КВН)
Сегодня мы проводим самый настоящий КВН и тема его «Мы Уральцы», на котором мы узнаем знают ли дети родной край. Сейчас послушайте условия нашей игры. КВН будет состоять из 8 этапов. У нас будет участвовать две команды. В игре ребята должны показать свои знания, навыки и умения. Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, если команда будет затрудняться с ответом, то право на ответ перейдет другой команде. Пожалуйста, не выкрикивайте с места, а поднимайте руки. Между командами будет дружеское соперничество, не подсказывайте, а играйте честно. Оценивать знания команд будет жюри. Представляю вам членов нашего уважаемого жюри. (Представление жюри).
Итак, мы начинаем.
Воспитатель:
I конкурс «Визитная карточка».
Капитаны, прошу представить свои команды.
(Выступление команд).
Капитан команды «Искорки»
Наша команда - Искорки.
Наш девиз:
Самоцветы - народ веселый,
Мы приветствуем всех вас!
Пожелаем вам удачи,
Пусть вас ждет большой успех!
Воспитатель: Спасибо команде «Искорки». Займите свои места.
Капитан команды «Самоцветы».
Наша команда - Самоцветы.
Наш девиз:
Искорок мы видеть рады.
Все достойны вы награды.
Дружим с вами с малых лет,
Шлем вам пламенный привет!
Воспитатель:
Спасибо команде «Самоцветы»! Присаживайтесь на свои места.
I I конкурс «Разминка»
Воспитатель:
Как команды знают свою Родину, мы узнаем из конкурса «Разминка».
Я каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые надо быстро ответить.
Вопросы командам «Самоцветы» и «Искорки».
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Как называют людей живущих в России? (Россияне)
- Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)
-Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)
- Как называется наш край, в котором мы живем? (Южный Урал)
-Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
-Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
-Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
- Как называется город в котором вы живете? (Пласт)
-Что значит слово «Урал»? («Земля золотая»).
Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Уважаемое жюри прошу вас оценить и подвести итог по двум заданиям.
(Выступление членов жюри).
III конкурс «Литературный».
И так третий конкурс, который называется «Литературный»
Задание командам:
Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц об Урале. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
1 команда –
- На Урале - всяк рудознатец.
- Не даром говорится, что дело мастера боится.
- Урал без народа -горная порода, с народом Урал - стальной арсенал.
- Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.
2 команда –
- Камень не дышит, а мастер его слышит.
- Не то важно, что долго жил, а то важно - большое дело совершил.
- Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
- Не делай наспех, сделаешь курам на смех.
Воспитатель:
Молодцы! А ещё каждая команда подготовила стихи об Урале, мы все послушаем, а жюри оценит содержание и выразительное чтение.
(Дети читают стихи); (сопровождение живой презентации).
Команда «Самоцветы»
1ребенок
Я родился на Урале,
Здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю –
Урал мне дарит красоту.
2ребенок
Вот горы змейкой проползают,
Берёзы, сосны там и тут.
Здесь рыбки в озере играют,
В лес ягоды, грибы зовут.
(Л. Владимирова)
Команда «Искорки»
1ребенок
Про Урал говорят,
Что камнями богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал,
И Бажова читал -
Тот у нас непременно останется.
(Л. П. Владимирова)
стихотворение Т. Волчиной «Неспроста говорят.»
(рассказывают два человека по цепочке)
2ребенок
Неспроста говорят,
Что Урал наш богат :
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит
И горючий, самый лучший
Уголёк антрацит.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Никогда не забудет
Голубой наш Урал!
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за третье задание и общий балл по трем заданиям.
Выступление члена жюри.
Воспитатель: Спасибо, уважаемое жюри. А мы продолжаем КВН.
IVконкурс «Многонациональный Урал»
Переходим к четвертому конкурсу, который называется «Многонациональный Урал».
На территории нашего края проживает много разных народов. У каждого народа есть свои традиции, своя культура, свои обычаи и свой национальный костюм. Рассмотрите картинки с изображением людей в различных национальных костюмах.
Задание команде «Искорки», нужно найти русский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
(Дети каждой команды собираются вместе и коллективно находят одежду заданной национальности).
Команда «Искорки» находит и рассказывает об уральском национальном костюме.
Дети : Женский костюм : рубаха - главная часть русского народного костюма, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан, по форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафан тоже украшали вышивкой, узоры вышивали вручную золотыми и серебряными нитями. И кокошник такой же яркий и красивый. Мужской костюм : рубаха,которая отличалась скромностью узоров, она тоже была длинная и подпоясывали ее поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны. Украшали русские народные костюмы не просто крестиками, ромбиками, волнами и кружочками. В старину они многое обозначали. Извилистые линии – это вода, круг – солнышко,квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Воспитатель: А теперь задание команде «Самоцветы», вам нужно найти башкирский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
Команда «Самоцветы» находит и рассказывает о башкирском национальном костюме.
Дети : Женский костюм: Женские платья кроились с закрытым воротом, широким рукавом, присборенным у талии, с широким подолом и оборками. Поверх платья носили камзолы. Одежда молодых девушек отличалась яркостью. В ней предпочтение отдавали красному, желтому, зеленому цвету. в старинных костюмах отсутствовал синий цвет. Головным убором молодых девушек являлся колпак. Вся одежда украшалась бисером, серебряными бляхами, монетами.
Мужской костюм состоял из рубахи со стоячим воротником и нагрудной планки, кушака (пояса) с национальной вышивкой; камзола украшенного орнаментом. Повседневным головным убором была тюбетейка, а зимой лисья шапка с одним - двумя хвостами. Мужчины и женщины носили удобную обувь выполненные из кожи и войлока. Девушки предпочитали туфли.
Воспитатель: Ну, молодцы, ребята. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Земля, вода, огонь, воздух».
Давайте вспомним правила игры.
Играющие собираются в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырёх слов (вода,земля, воздух, огонь). Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное Южного Урала; если «вода»- назвать рыбу; «воздух» - птицу Южного Урала; «огонь» - помахать руками.
Воспитатель:
Немного отдохнули, а теперь продолжим наш КВН. Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за четвертый конкурс.
(музыка)
V конкурс:
«Конкурс капитанов»
Задание капитану команды «Искорки».
(Д/и «Собери картинку» и расскажи) .
Златоустовская гравюра. (показ слайдов на экране)
Рассказ капитана : Это Златоустовская гравюра. Делают её в уральском городе Златоусте. Эти картины нарисованы на особом металле – серебристой стали. А уральских умельцев, что рисуют на металле, называют художниками-граверами. Рисуют они обыкновенной кисточкой, но особым способом: они гравируют металл. На этих картинах три цвета, которые художники-граверы используют в своей работе. (Синий, белый (серебряный, желтый (золотой) Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали (Когда сталь нагревается, то ее цвет меняется, желтый –это богатство Урала : горы, леса, озера, реки. Золочение придает особую торжественность, а вот белый (серебристый)-придает изделиям легкость, рисунок оживает. Изображают на картинах природу, охоту, животных, предметы быта)
Задание капитану команды «Искорки»
(Д/и «Собери картинку» и расскажи)
Каслинское литье.
Рассказ капитана:(Показ слайдов)
Это каслинское литье. Есть на Урале город мастеров - Касли. Какого только чугунного кружева не выделывают его жители - мастера на все руки! Да и не только кружева: тут тебе и охотники с ружьями на лошадях, и дивные собаки и кабаны, и лоси, шкатулки, подсвечники, подставки под карандаши.
Воспитатель:
Молодцы, справились и с этим заданием. Слово жюри.
А провести следующий конкурс нам поможет., если отгадаете загадку:
Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).
Входит Хозяйка Медной горы. (под музыку)
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте ребята! Слышала я, что об Урале вы много знаете, и хочу проверить, правда ли это? Сначала отгадайте мои загадки мудрёные.
VI конкурс «Самоцветы Южного Урала».
(на доске показ самоцветов после отгадывания загадки)
«Чья команда больше угадает загадок о драгоценных камнях.»
1· Кто секрет хранить умеет
Тот таинственно молчит
И всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек
Темноглазый? (малахит)
2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит.
3. Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд
4. По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите как зовётся минерал? (Алмаз)
5. Он друзами, цветами прорастает,
Как искорка, его кристалл сверкает,
Он то прозрачен, то слегка с дымком,
Вам с детства самоцвет такой знаком.
Похож он с виду чуточку на лед,
Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)
6· На закат похож тот камень,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят? (Агат)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы ребята! Знаете вы всё о моих самоцветах. А сказы П. П. Бажова вы знаете? Вот сейчас и проверим!
VII конкурс «Сказочный Урал»
д/и «Назови героев сказки. (по сказам Павла Петровича Бажова)»
(Показ сюжета из сказки на доске)
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка.
(Дарёнка)
2. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка - Поскакушка)
3. Козё л тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
4. Сироткой рос мальчишечка:
Голубенькие глазоньки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят в народе знался. (Данила-мастер)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы ребята, все то вы знаете. А пока жюри подводит итоги, я приглашаю вас на «Уральский хоровод».
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас оценить последние два задания и назвать общий балл.
VIII конкурс «Золотые слова об Урале»
Д/и «Чье солнышко ярче засветит?»
Какая команда назовёт больше красивых слов об Урале.
Хозяйка Медной горы:
Сколько слов красивых народ придумал об Урале. А вы их знаете? Давайте поиграем в игру «Чье солнышко ярче засветит», вы будете говорить красивые слова об Урале, и у ваших солнышек будут появляться лучики.
(воспитатель выкладывает на магнитную доску солнце без лучиков)
(Урал-Батюшка; Седой Урал; Каменный; жемчужный; Могучий; Красивый; Южный Урал; гостеприимный, хлебосольный, великий, гостеприимный, щедрый, радушный. самоцветный, богатый, драгоценный, богатый, дружный, голубой, целительный, любимый, красивый, мастеровой, поющий, талантливый. золотоносный)
Хозяйка Медной горы:
-Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца - пеплом, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!
Воспитатель:
Ну а сейчас предоставляется слово нашему уважаемому жюри для подведения итогов и награждение победителей.
Заключительная часть:
Ребята, на этом занятие закончено. Всем большое спасибо!
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7г. Пласт
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
в форме викторины для детей подготовительной группы
на тему:
«Мы Уральцы».
Ваколюк С. Б.