Виртуальная экскурсия «По страницам детского журнала «Мурзилка»

Юлия Чигасова
Виртуальная экскурсия «По страницам детского журнала «Мурзилка»

Виртуальная экскурсия

«По страницам детского журнала «Мурзилка»

Актуальность.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста — одно из наиболее актуальных направлений в работе педагога в современной действительности. Информационно - коммуникационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение, их использование является эффективным средством развития познавательных интересов дошкольников. Виртуальная экскурсия является одной из эффективных форм использования информационных технологий в ДОУ, представляя собой наиболее значимый инструмент для ознакомления детей с окружающим миром. Использование такой формы работы с дошкольниками способствует обогащению, обновлению и совершенствованию образовательной деятельности, и, как следствие, повышению интереса детей к занятиям. Значимость виртуальных экскурсий отражается в реализации принципа развивающего обучения, активизации познавательных способностей воспитанников, формировании умений поисково-исследовательской деятельности, расширении их кругозора. Тематика виртуальных экскурсий широка и многообразна, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей.

Современный ребенок с самого рождения погружен в медиа-пространство. К основным факторам, влияющим на формирование детской личности сегодня можно отнести не только семью, образовательные и культурно-просветительские учреждения, но и средства массовой информации, к которым относится и детская журналистика. Поскольку в современном обществе дети подвержены воздействию мощного информационного потока, который они ещё не способны грамотно анализировать, перед детской журналистикой стоит важная задача воспитания личности, формирования маленького гражданина, что требует от журналистов ответственности и осознанности. Отсюда и вытекает особая значимость средств массовой информации, направленных конкретно на детскую аудиторию.

Журналистика для детей является самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. «Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом», - пишет в своей работе специалист Д. А. Жукова. По мнению некоторых психологов и педагогов, журналы по степени влияния на развитие ребенка не уступают художественной литературе. Журналы знакомят с произведениями детской художественной литературы. В них не только стихи, рассказы, сказки, знакомые с детства, но и ранее неизвестные произведения классиков детской литературы, творения современных писателей и поэтов, познавательные и поучительные статьи. Журнал учит ребенка творить: рисовать, вырезать, склеивать. В них часто содержатся задания, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и других важных качеств ребёнка, где маленький читатель является не просто пассивным слушателем, а вовлекается в активное действие.

Особая роль в гармоничном развитии ребёнка посредством детской периодики отводится журналам именно российского производства, где находят отражение фундаментальные понятия «добро» и «зло», «справедливость», «отзывчивость», «месть» и «любовь»; затрагиваются темы понятий морали, эмпатии, правильного поведения, а также любви к Родине и патриотизм.

Таким образом, детский журнал может являться помощником в формировании знаний, литературных предпочтений и в целом развитии разносторонней личности дошкольника, при условии обеспечения качества материала информационного источника, предлагаемого маленькому человеку.

«Мурзилка» — популярный советский, затем российский ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. В XXI веке «Мурзилка» — полноцветное глянцевое издание. При этом журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах лучшие образцы современной российской литературы для детей; в нём присутствуют несколько рубрик об искусстве, истории и природе России, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки.

11 декабря 2014 года закрытому акционерному обществу «Редакция журнала «Мурзилка» присуждена премия Правительства Российской Федерации 2014 года в области средств массовой информации — за сохранение лучших традиций отечественной детской литературы, большой вклад в воспитание подрастающего поколения и в связи с 90-летием журнала.

Данное детское периодическое издание расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении с взрослыми и сверстниками.

Цель: формирование представлений о периодическом издании – детском журнале «Мурзилка».

Задачи:

- дать представления о специфике детской периодики и особенностях работы с журналом;

- раскрыть репертуар периодического издания для детей «Мурзилка» на примере рубрик из разных выпусков журнала;

- расширять кругозор детей, развивать познавательную активность, образное мышление, зрительное и слуховое внимание, умение решать логические задачи;

- стимулировать формирование интереса к чтению;

- развивать связную речь, активизировать словарь детей;

- побуждать к продуктивной деятельности;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

- беседа о детских литературных источниках (книгах, газетах, журналах);

- рассматривание журналов;

- создание раздела в «библиотеке» группы – «Детские журналы» с несколькими выпусками разных изданий.

b]Ход экскурсии:[/b]

Воспитатель: Ребята, мы с вами в нашей групповой библиотеке сделали целый раздел для журналов, скажите, кто из вас их уже посмотрел, и, может быть, читал?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, а дома у вас есть журналы? Вы их читаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие журналы вы читали?

Ответы детей.

Воспитатель: Читать журналы и газеты любят взрослые и дети. Надо сказать, что это особый вид издания. По-научному их называют «периодическими изданиями». А называются они так потому, что выходят через определённые промежутки времени (периоды). Например, 1 раз в месяц. Как и в любом деле, здесь должен быть порядок. Каждый журнал обязан прийти к ребятам вовремя. А ещё, журнал должен быть обязательно интересным и красивым. Ребята, как вы думаете, кто за это отвечает?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Правильно, и писатели, и художники, и редакторы. Зачастую и сами ребята участвуют в создании журнала. Они присылают письма в редакцию, сочиняют стихи и сказки. Сейчас детских журналов стало выпускаться очень много, а раньше их вообще не было. Конечно, около ста лет назад выпускались журналы для молодых людей и подростков, но не для детей вашего возраста. Поэтому коллективом редакторов было принято решение о создании детского журнала для самых маленьких читателей. Так в мае 1924 года появился самый первый журнал «Мурзилка» для детей от 6 до 12 лет. Он сразу становится очень популярным, и я думаю, что ваши родители, бабушки и дедушки наверняка в своё время его читали. Ребята, мы можем прямо сейчас заглянуть в журнал и посмотреть, что есть интересного в «Мурзилке», хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда мы с вами отправляемся на экскурсию по страницам детского журнала «Мурзилка».

1 слайд

Воспитатель: Сначала давайте поближе познакомимся с историей появления журнала и с его содержанием.

Давным-давно, ещё до рождения не только ваших родителей, но и бабушек и дедушек, в один майский день издаётся первый выпуск журнала для детей «Мурзилка».

2 слайд

Воспитатель: В журнале печатались произведения таких писателей и поэтов, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов и другие. Не только стихи и сказки издавались в «Мурзилке», но и детективно-загадочные истории, научно-фантастические произведения, комиксы и многое, многое другое. Журнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как издание для детей с самым длительным сроком существования. Ребята, «Мурзилка» выпускается до сих пор. Редакции журнала «Мурзилка» присуждена премия Правительства нашей страны за сохранение лучших традиций детской литературы, за большой вклад в воспитание детей.

3 слайд

Воспитатель: Неотъемлемой частью журнала стал его главный персонаж – беспородный пёс, четвёртый щенок мамы – Жучки. Его изображение стали печатать на каждой обложке, и назвали его в честь журнала - Мурзилка. Если вы возьмёте любой выпуск журнала, то обязательно найдёте на обложке Мурзилкин портрет. Сегодня Мурзилка — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом на шее и фотоаппаратом на плече.

4 слайд

Воспитатель: Ну что, ребята, пора открыть журнал и заглянуть на его страницы. В «Мурзилке» есть разные рубрики, и с некоторыми из них мы познакомимся поближе. Ребята, а вы знаете, что такое «рубрика»?

Ответы, предположения детей.

Воспитатель: Правильно, можно сказать, что это отдельный раздел, где печатается аналогичная информация. В журнале «Мурзилка» рубрик много: о литературе, искусстве, природе нашей страны. Мы познакомимся с некоторыми из них. Вот перед нами первая рубрика «Мурзилка советует», где содержатся художественные произведения, которые Мурзилка советует детям прочитать. Давайте туда и отправимся.

Переход по гиперссылке на

5 слайд

Воспитатель: Сегодня «Мурзилка» знакомит нас со сказкой. Послушайте внимательно. Автор: Маша Лукашкина.

Однажды я ехала в метро. Народу было немного, поэтому мест хватало всем. И вдруг в вагон забежала собака — бездомная дворняга, с длинными лапами и хвостом, похожим на ветку ёлки, когда эту ёлку после Нового года на лестницу выставили. Собака забегала по вагону, и я увидела, как одна женщина поискала что-то в сумке, а потом бросила собаке на пол печенье, а какой-то мужчина велел своей маленькой дочке не трогать собаку, потому что она грязная. Собака заглядывала в лицо каждому. И вдруг прыгнула на колени к высокой женщине в жёлтой ветровке, которая сидела сбоку от меня. Женщина поначалу опешила слегка, а потом говорит: — О, кого мне судьба послала! — и обняла собаку. А собака свернулась калачиком у неё на коленях и уснула. А на станции «Белорусская» женщина подняла собаке ухо и сказала: — Просыпайся. Пересадка у нас. Женщина вышла и с собакой пошла вдоль поезда. И весь вагон долго на неё смотрел, даже когда поезд тронулся. Когда поезд влетел в тёмный туннель, все с облегчением выдохнули и переглянулись. Такой у этой сказки счастливый конец!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось это произведение? О чём рассказывается в сказке? А как вы думаете, зачем собака заглядывала в глаза пассажирам? Почему собака прыгнула на колени именно к этой женщине? А как поступили бы вы?

Ответы, рассуждения детей.

6 слайд

Воспитатель: Молодцы, а нас здесь ждёт задание. Необходимо найти тень этой собачки и не ошибиться. Посмотрите внимательно.

Дети выполняют задание.

После определения необходимого объекта по щелчку появляется стрелка с указанием правильного ответа.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А мы с вами возвращаемся к нашему журналу и выбираем новую рубрику.

Переход по гиперссылке на маршрутный 4 слайд выбираем следующую рубрику, переходим на

7 слайд

Воспитатель: В журнале содержатся не только сказки, но и стихи. Это стихотворение написала Маргарита Зайцева:

Я не поверила глазам,

Взглянув в окно на зимний сад:

На белых ветках тут и там

Плоды румяные висят.

Ну как же тут не удивиться?

Но пригляделась: это птицы!

И грудки их – нежней зари.

Какая радость! Снегири!

Воспитатель: Ребята, с чем сравниваются снегири в стихотворении? Подумайте и ответьте, с какими плодами можно перепутать снегирей?

Ответы, размышления детей.

Воспитатель: Правильно, но на нашей картине есть одна ошибка художника, подумайте, какая?

Предположения детей.

После нахождения лишнего объекта (синица) по щелчку он выходит за рамку картины. Переход по гиперссылке на маршрутный 4 слайд, выбираем следующую рубрику,переходим на

8 слайд

Воспитатель: Мы с вами попали в рубрику «Весёлая страничка», здесь содержатся весёлые юмористические картинки и произведения. В этом выпуске журнала сегодня стихотворение Юрия Кушака «Банька», слушайте внимательно:

Тёрли свинки

Друг другу спинки,

Мыли хвостики-крючки,

Отмывали пятачки!

Парились веничком,

Парились берёзовым,

Вылетали из парной

Облачком розовым,

Розовые облачка

Три румяных пятачка.

Вот расселись в сенцах,

В махровых полотенцах,

После пылу-жара

Возле самовара,

Дуют на блюдца

Друг дружкой любуются:

Уж такие душечки

После баньки хрюшечки!

Воспитатель: неправда-ли, весёлое стихотворение? Вспомните, в каком произведении есть такие же персонажи?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, здесь на картинке находится лишний предмет. В тексте произведения этого предмета не было. Подумайте и назовите, что это.

Предположения детей.

При необходимости можно прочесть стихотворение ещё раз. Ответ – еловый веник. При определении лишнего объекта по щелчку он вращается.

Воспитатель: Ребята, это стихотворение не только о поросятах, но ещё и о дружбе, догадайтесь, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. И дружбой нужно дорожить. А мы с вами тоже дружные ребята, давайте немного отдохнём – потанцуем и споём.

Музыкально-динамическая пауза «Пуст будет шире дружбы круг»

Воспитатель: Молодцы, дружные ребята, а нам пора продолжить нашу экскурсию.

Переход по гиперссылке на маршрутный 4 слайд,

выбираем следующую рубрику,переходим на

9 слайд

Воспитатель: В рубрике «Это интересно» находится экологический урок от «Мурзилки». Сегодня мы познакомимся с породой петуха под названием Китайский длиннохвостый петух Феникс. Ребята, какую сказочную птицу он вам напоминает?

Ответы детей.

Воспитатель: Давным-давно, около тысячи лет назад, в Китае появился петух с хвостом в 1,5 метра длиной. Когда люди его увидели, они решили, что это родственник сказочной птицы Феникс. Через некоторое время таких птиц привезли в Японию. Диковинная птица так пришлась по душе японцам, что они решили, что она священная, поэтому запретили её продавать. Петухов Фениксов можно только подарить или обменять на птицу этой же породы. Японцы стали разводить петухов и даже нашли способ удлинить их хвосты. Для этого строили курятники с насестами 2 метра высотой, а кормушки и поилки устанавливали не на земле, а под потолком. Так хвост петухов не касается земли, не ломается и может вырасти до 11 метров! Долгое время эту птицу знали только в Китае и Японии, но потом она распространилась по всему миру, в том числе и в России. Петухи Фениксы позволяют брать себя на руки, гладить, едят из рук. Любящие хозяева два-три раза в день выпускают своих питомцев на прогулку. Чтобы не испортить их шикарный хвост, его накручивают на жгут из ткани и укладывают на специальную тележку. Петух — одна из любимых птиц на селе. Он — один из главных героев сказок разных стран. Вот и получается, что не только Жар-птица, но и петух птица сказочная. Ребята, а какие сказки вы знаете, где есть персонаж петух?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. В этой рубрике нам предстоит выполнить новое задание.

10 слайд

Воспитатель: Внимательно посмотрите, ребята, на картинку и определите курицу, которая снесла для нашего петуха яйцо.

Дети выполняют задание. После определения необходимого объекта по щелчку появляется стрелка с указанием правильного ответа.

Переход по гиперссылке на маршрутный 4 слайд,

выбираем следующую рубрику,переходим на

11 слайд

Воспитатель: Следующая рубрика называется «Игродром», здесь содержатся разные ребусы, кроссворды, задания и даже задачки. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать. В этом задании для вас есть подсказка. Вы видите перед собой рисунок Елены Рыбниковой, так вот она все отгадки для вас нарисовала в этом рисунке.

1.) Голубой платок, красный колобок

По платку катается, людям улыбается. (Небо и солнце)

2.) Белая вата поплыла куда–то. (Облако)

3.) Живёт – летит, умрёт – побежит. (Снег)

4.) Белая морковка зимой растёт ловко. (Сосулька)

5.) Под гору – коняшка, в гору – деревяшка. (Санки)

6.) Скручена, связана, а по двору пляшет. (Метла)

7.) Сто один брат, и все в один ряд. (Забор)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, но у нас впереди ещё одна игра.

12 слайд

Воспитатель: Нужно найти 5 отличий.

Дети выполняют задание. По мере нахождения отличий по щелчку появляются цифры от 1 до 5.

Ответы: облако, глаз большой собаки, лапа маленькой собаки, кость, надпись на будке.

Переход по гиперссылке на маршрутный 4 слайд

Воспитатель: Ребята, у нас осталась ещё одна рубрика «Клуб юных писателей «Мурзилки». Как вы думаете, что может быть в этой рубрике?

Догадки, предположения детей.

Воспитатель: Отправляемся на эту страницу.

выбираем следующую рубрику,переходим на

13 слайд

Воспитатель: Ребята! Здесь находится информация о том, что скоро у «Мурзилки» день рождения! Вы только представьте, в 2019 году журналу «Мурзилка» исполняется 95 лет! А рубрика называется «Клуб юных писателей «Мурзилки», но она пустая, как вы думаете, почему? А кто могут стать Юными писателями журнала?

Предположения детей.

Воспитатель: Мне кажется, Мурзилка нарочно оставил эту страницу пустой, чтобы вы попробовали себя в роли писателей. Тем более, что скоро «Мурзилка» будет праздновать свой юбилейный день рождения. Подумайте, а что бы вы написали в этой рубрике, как бы оформили эту страницу?

Ответы, рассуждения детей. Саморефлексия, актуализация собственного внимания на полученной информации.

Воспитатель: Да, ребята, вы хорошо придумали. Можно написать сказку, рассказ, придумать стихотворение, составить игру или задачку, придумать поздравление и нарисовать открытку. Для этого у нас есть листы – заготовки из рубрики «Клуб юных писателей Мурзилки».

Сначала вы придумайте, что хотите разместить в этой рубрике. А затем, смело воплощайте все свои творческие идеи. Не забывайте, что у вас есть помощники – родители, бабушки и дедушки, сёстры и братья, которые с удовольствием поучаствуют в оформлении вашей странички.

Потом мы соберём все ваши работы и отправим в редакцию «Мурзилки», коллективу сотрудников журнала будет очень приятно, что их журнал читают маленькие вологжане.

А наша экскурсия подошла к концу, и в конце нашего мероприятия хочу сделать вам небольшой подарок – очередной выпуск детского журнала «Мурзилка» для нашей библиотеки.

Информационные источники

1. Ведущий образовательный портал России https://infourok.ru/ (Интернет-ресурс).

2. Влияние детской прессы на формирование общественного сознания. / Д. А. Жукова // Социально-гуманитарные знания. - 2008.

3. Градусова Л. В., Левшина Н. И. Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.

4. Официальный сайт журнала для детей «Мурзилка» https://murzilka.org/ (Интернет-ресурс).

5. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/ (Интернет-ресурс).

6. Строгонова Ю. В., Плаван Е. С. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №15.2.

Прикреплённые файлы:

virtualnaja-yekskursija_71njr.ppt | 3774 Кб | Скачан: 4
 
Публикации по теме:

Виртуальная экскурсия по музеям города Костромы Ход занятия Воспитатель: Ребята, почтальон принёс письмо, хотите узнать, что в нём написано? Дорогие ребята, Я Незнайка, живу в цветочном.

Виртуальная экскурсия по музею «Петровская игрушка» Воспитатель: Ребята, только что почтальон отдал мне посылку, хотите посмотреть, что в ней? Достаёт игрушку - свистульку. Воспитатель: Здесь.

Презентация «История детского журнала «Мурзилка»» «Мурзилка» - детский литературно-художественный журнал, издаваемый с 1924 г. Целевая аудитория – младшие школьники, дети от 6 до 12 лет.

Автор публикации:
Виртуальная экскурсия «По страницам детского журнала «Мурзилка»
Опубликовано: 16 мая 2019 в 17:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. Конкурс «Весеннее настроение» на МААМ

Международный детский творческий конкурс «Весеннее настроение» проходит на портале МААМ. Приглашаем к участию...

27 мая. Общероссийский день библиотек

Кроме педагогов, в нашем МААМовском сообществе есть также немало библиотекарей. Сегодня их профессиональный праздник, и мы спешим поздравить с ним всех сотрудников российских библиотек! В эпоху...

Аппликация в технике оригами «Хохломская роспись» для детей старшего дошкольного...
Цель: приобщать к русской народной культуре, русскому народному творчеству и истории. Задачи: Образовательные - учить создавать образ хохломской росписи...
Наблюдение в природе «Все зеленеет и цветет»
Наблюдение в природе «Все зеленеет и цветет». Цель: Продолжать знакомить с явлениями природы с весной. Развивать любознательность и наблюдательность....
Физкультурные сказки
Прыжки На болоте жила была Лягушка. На этом болоте было много кочек , по которым каждый день Лягушка прыгала от одного берега к другому. Однажды на это...