Ольга Абдуллаева
Включение детей с общим недоразвитием речи в активный образовательный процесс посредством социо-игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей в плане социально-коммуникативного характера относится к числу важнейших проблем педагогики. Актуальность данного развития возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Опыт работы с детьми с нарушением речи позволяет нам говорить об особенностях социально-коммуникативного развития таких детей, качестве их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Включение детей с общим недоразвитием речи в активный образовательный процесс посредством социо-игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Из-за несформированности средств общения и бедности словарного запаса нарушается также развитие коммуникативных функций.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
В своей работе мы опираемся на педагогическую технологию «Социо-игровая педагогика» представленную Е. Шуленко, А. Ершовой и В. Букатовым. Поэтому в своей педагогической практике мы применяем приемы социо-игровой педагогики, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на обогащение словарного запаса и фонемообразования, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.
Для достижения цели в данной области развития, ставим перед собой задачи:
- помочь детям научиться эффективно общаться (формировать умение слушать речь, понимать ее содержание, совершенствовать диалогическую речь);
- расширять и активизировать словарный запас (формировать активный словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий)
- создать условия для реализации «Я» каждого ребенка (способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества).
В работе с детьми с нарушениями речи опираемся на принципы социо-игрового подхода :
1. принцип игры-жизни между микрогруппами: организация развивающего занятия как игры жизни между микрогруппами (оптимально малыми социумами 3-6 детей с нарушениями речи) и одновременно в каждой из микрогрупп.
2. принцип изменения роли воспитателя: изменение судейской (оценивающей) роли воспитателя-судьи и переход на роль воспитателя-советчика, оценка успеха-неудачи, отработанная собственными усилиями, точнее и полезнее для развития ребенка, чем оценка «хорошо-плохо» со стороны взрослого. И дети всегда благодарны не столько взрослому-лидеру, сколько взрослому-выдумщику.
3. особые «живые» занятия: дети занимаются, живут естественной, радостной жизнью.
В своей работе социо-игры используем и с детьми младшего возраста. Нами были подобраны игры, доступные детям этого возраста и способствующие решению речевых задач. В игровой форме учим детей правильному построению предложения, ориентировке в пространстве, а также формируем словарный запас.
Педагогическое мастерство в социо-игровой педагогике включает в себя мастерство создания игр. Игровые задания-упражнения выполняются: по мере готовности детей, по согласованным правилам, в заданном порядке, по считалке (определяется последовательность). Основные условия проведения игровых заданий-упражнений, когда выбор вариантов ответов, действий признается равноправным (не существует «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, через ситуации сотрудничества создаются ситуации для реализации собственных возможностей каждого ребенка с речевой патологией.
В игре должно быть интересно и взрослому и ребенку. Если взрослый будет скучать, например в парной игре, то заинтересованность ребенка тратиться на настойчивые уговаривания «играть, как следует», а сама игра при этом быстро иссякнет. Для того, чтобы детям упражнение стало интересным, сам воспитатель должен быть готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения детьми упражнения. Тогда возникает равноправие в игре, тогда возникает и союз.
Родители также становятся участниками игр с детьми, часто благодаря детской инициативе. Выученные игры в детском саду, дети «практикуют» дома с родителями. Сами следят за процессом игры, выполнением правил.
Через социо-игры у детей происходит :
1. развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
2. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
4. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Спасибо за внимание.