Папки-передвижки

ВКР «Обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Татьяна Марова
ВКР «Обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста с средствами дидактических игр

Выпускная квалификационная работа

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика речи и её виды

Проблемой речи занимались такие учёные, как Е. В. Аладатова, Е. А. Корчагина, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, К. Д. Ушинский, и др.

Публикация «ВКР „Обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр“» размещена в разделах

Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации [14, с. 32].

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием и оказывает огромную роль в познании окружающего мира. К. Д. Ушинский отмечал, что: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении» [27, c.323].

Ф. А. Сохин отмечает, что речь – это «форма общения людей посредством языка, это деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» [19, с. 27].

По мнению А. Н. Леонтьева, речь- это «деятельность познания, т. е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [10, с. 43].

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая деятельность, которая предполагает использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения детей.

Исследователи отмечают, что речь является главным показателем познания окружающего мира, уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых ценных приобретений детей в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа обучения и воспитания ребёнка [17, с. 245].

Е. В. Аладатова указывает, что «речь - это одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми, речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем» [4, с. 24].

Выделяется активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь – это спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим). У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот.

Выделяются следующие виды речи.

1. Внутренняя речь – при подготовке к письменной либо устной речи –это фаза внутреннего проговаривания речи про себя; - это внутренний беззвучный речевой процесс. Данная речь недоступна для восприятия других лиц и, соответственно, не является средством общения между индивидами.

Внутренняя речь сама по себе очень своеобразна. Она сильно свернута, сокращена, почти не существует в форме развернутых и полных предложений. Зачастую фразы полностью сокращаются до одного слова (сказуемого или подлежащего). Всё это объясняется тем, что ход своей мысли индивиду вполне понятен и потому совсем не требует от него развернутых словесных формулировок. Разворачивают подобно внешней речи внутреннюю речь только в тех случаях, когда испытывают значительные трудности в ходе мышления.

2. Внешняя речь – делится на 2 вида – письменную и устную. Общение ограничено условиями времени и пространства [14, с. 112].

Устная речь – это слышимая речь и обязательно кем-то произносимая. При устной речи индивид воспринимает слушателя, его реакцию на его слова. Получая при этом быструю обратную связь, он может корректировать свою последующую речь. В дополнение к собственно языковым средствам, индивид может применять внеязыковые (мимику, жесты, паузы, темп речи и т. п., которые тоже воздействуют на степень понимания слушателя его речи.

В зависимости от самих условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической речи, или монологической. Диалогическая речь, в основном, предъявляет намного меньше требований к построению развернутого и связного высказывания, чем другие виды внешней речи; тут не требуется предварительная подготовка, так как собеседники находятся в одной и той же ситуации, при том воспринимают одни и те же явления и факты и потому запросто, иногда «с полуслова», понимают друг дружку. Для диалогической речи присуще активное применение внеязыковых средств. Она ведется при эмоционально-экспрессивном контакте разговаривающих.

При монологической речи предполагается, что говорит только один индивид, а другие лица его внимательно слушают, при этом они не участвуют в разговоре: лекция, выступление, доклад, другое. Характерная и общая особенность всех форм монологической речи – это сильно выраженная направленность ее к слушателям. Цель данной речи состоит в том, чтобы достигнуть нужного влияния на слушателей, убедить их в чем-либо, передать свои знания. В связи с этим монологическая речь носит довольно развернутый характер и требует от говорящего связанного изложения своих мыслей и соответственно, предварительного её планирования и тщательной подготовки [7, с. 18].

Письменная речь – это общение посредством самого письма. Письменная речь обращена к определённому читателю, который совсем не видит и не слышит пишущего, при этом прочтет написанное только через какое-то время. Письменная речь не предполагает ни знания ситуации адресатом, не может применять ни мимику, ни интонацию, ни паузы, ни жесты. Можно применять только выделением элементов текста шрифтом, абзацем, либо курсивом. Так что письменная речь по своей структуре обычно менее выразительная, чем устная речь.

Поэтому письменная речь должна быть особенно развернутой, как грамматически, так и семантически. С другой стороны, у письменной речи, по сравнению с устной речью, есть определё нные преимущества: написанное всегда можно по многу раз перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям.

Поэтому в письменной речи совсем не нужны, и даже мешают излишне частые повторы одной и той же мысли, пусть и представленной в различной форме. Тем более, что письменная речь, в отличие от устной речи, дает вероятность более тщательно работать над выражением своей мысли. Отсюда можно заключить, что письменная речь занимает главные позиции в ходе её формирования [6, с. 16].

Важно отметить, что ожидать нормального развития речи можно лишь в том случае, если работой охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь. Каждая сторона речи включает в себя определенный, часто достаточно объемный круг речевых навыков и умений, которые в свою очередь имеют собственную динамику развития.

Развивать речь нужно активно начинать с дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что речь- это деятельность индивидов, использующих средства языка для общения, для передачи определённой информации, для побуждения к действию и т. д.

По речи - устной и письменной - судят о степени владения языком, а также об интеллектуальном развитии индивида.

1.2. Закономерности развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Термин «речевая активность» широко используется в научной литературе, но авторы по-разному рассматривают это понятие.

Одна группа исследователей (Л. И. Айдарова, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) рассматривают речевую активность как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью.

При этом речевая активность определяется единством двух сторон - внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование и программирование, выступают те психические функции, которыми она реализуется: потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность, в частности.

Другая группа исследователей (А. А. Алхазишвили, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, О. Е. Грибова, и др., рассматривают речевую активность как условие речевого общения. Согласно их взглядам, общение является важнейшим компонентом формирования личности ребёнка и в разные возрастные периоды общение может принимать статус ведущей деятельности. Формой проявления речевого общения исследователи называют речевое поведение. Формирование активной личности ребё нка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения.

В частности, А. А. Алхазишвили указывает на то, что язык как средство общения функционирует через речевую активность, которая в форме речевых действий включается в акты поведения, когда индивиду для удовлетворения своей потребности необходимо вступить в контакт с другими членами данной среды. Включение речевых действий в поведение характеризуется определённой спецификой, когда член социальной среды, с которым индивид вступает в контакт выступает для него в роли слушающего. Наличие слушающего создаёт ситуацию, которую можно квалифицировать как речевую. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие [2, с. 32].

По мнению А. Н. Леонтьева и Д. И. Изаренкова, речевая ситуация не просто влияет на формирование коммуникативного высказывания, но и побуждает к нему. Они полагают, что в процессе общения формирование высказываний происходит под влиянием факторов, являющихся внешними по отношению к речи: обстоятельства, в которых совершается коммуникация, и отношения между предметами и явлениями действительности. Совокупность этих отношений и составляет речевую ситуацию. Исследователи отмечают также компоненты речевой ситуации: внутреннее состояние говорящего (его потребности, мотивы, внутреннее состояние слушающего, предметы и явления, о которых идёт речь, и материал языка.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка, поэтому правильное понимание речевых ситуаций необходимо каждому человеку для того, чтобы его высказывания соответствовали нормам культуры речи.

Ещё одна группа исследователей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, и др.) считает речевую активность показателем интеллектуального развития ребёнка. Согласно их взглядам, развитие высших психических функций происходит в ходе усвоения или присвоения ребёнком общественно-исторического опыта накопленного человечеством, в процессе деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира.

Такая деятельность ребёнка формируется в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. При этом важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка является овладение речью, поскольку именно в речевой форме перед ребёнком выступает богатство накопленных человечеством знаний, понятий об окружающем мире [16, с. 123].

По мнению исследователей, язык и речь являются основой для развития мышления. Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Соответственно, с увеличением знаний ребёнка увеличивается его речевая активность.

Речевая активность детей младшего дошкольного возраста является фактором успешности усвоения дошкольниками речевой деятельности, условием речевого общения и компонент развития личности дошкольников, показателем развития интеллекта и усвоения знаний, свойством личности дошкольников, которое проявляется в стремлении к речевой деятельности; как предмет и основное условие обучения дошкольников речи, способностью к восприятию и пониманию речи собеседника, инициативность в речевом поведении детей. Факторами речевой активности младших дошкольников являются личные особенности детей, соответствующие внешние условия, стимулы и характер общения, достаточный уровень развития речи детей.

Речевая активность детей в младшем дошкольном возрасте способствует процессу обогащения словарного запаса, усовершенствованию артикуляционного аппарата детей, развитию у них навыков общения со сверстниками и взрослыми, облегчает процесс усвоения детьми новых слов, прививает умение правильно использовать слова в речи и абстрактно мыслить.

Развитие речевой активности позволяет младшему дошкольнику рассказывать о своих впечатлениях, обобщать собственные знания об окружающем мире, на основе речевой активности развивается поисковая и познавательная виды деятельности, формируется умение задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.

Благодаря речевой активности в общении со взрослыми младшие дошкольники постепенно учатся устанавливать связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражать эти отношения и связи в речи способствует активному освоению детьми грамматических форм в речи (окончаний, суффиксов, приставок). Когнитивное развитие младших дошкольников невозможно без речевой активности, которая является условием формирования таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также аналитических умений сосредотачиваться, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Речевая активность, является необходимым условием для полноценного социального развития, обуславливает развитие способности внимательно слушать и чётко произносить слова, что способствует усвоению навыков выражать свои мысли, получать удовольствие от общения с другими детьми и взрослыми. Способность без затруднений выражать собственное мнение, обеспечивает в будущем развитие способности взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности (игровой, предметной, труде).

Речевая активность позволяет в повседневной жизни воспитать у дошкольников личные качества необходимые для полноценного социального развития: умение делиться своими вещами или игрушками, соблюдать очерёдность в совместных играх, умение соблюдать правила и инструкции [20, с. 92].

Недостаточно развитая речевая активность ограничивает возможности самореализации младших дошкольников, препятствует свободной коммуникации в общении детей, что негативно сказывается на развитии речемыслительной и познавательной деятельности, мешает овладению знаниями, отрицательно влияет на процесс личностного развития и поведения дошкольника.

Низкий уровень речевой активности ограничивает круг общения детей, способствует возникновению нежелательных качеств личности: замкнутости, безинициативности, нерешительности, стеснительности, которые затрудняют общение и личностное развитие детей, что приводит к трудностям в общении, замедляет темп развития речи и многих психических процессов.

К компонентам речевой активности детей младшего дошкольного возраста относятся : поведенческий (наличие речевых реакций, мотивационный (интерес к деятельности связанной с активной речью, оперативный (достаточный уровень речевого развития). Речевая активность проявляется в поведении младших дошкольников в виде коммуникабельности, инициативности, стремлении к лидерству, отсутствии скованности, умении вести диалог и монолог, эмоционального отклика на речь окружающих. Высокий уровень речевой активности способствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста [20, с. 93].

Таким образом, можно сделать выводы, что речевая активность детей младшего дошкольного возраста является фактором успешности усвоения дошкольниками речевой деятельности, условием речевого общения и компонент развития личности дошкольников, показателем развития интеллекта и усвоения знаний, свойством личности дошкольников, которое проявляется в стремлении к речевой деятельности; как предмет и основное условие обучения дошкольников речи, способностью к восприятию и пониманию речи собеседника, инициативность в речевом поведении детей. Факторами речевой активности младших дошкольников являются личные особенности детей, соответствующие внешние условия, стимулы и характер общения, достаточный уровень развития речи детей.

Речевая активность детей в младшем дошкольном возрасте способствует процессу обогащения словарного запаса, усовершенствованию артикуляционного аппарата детей, развитию у них навыков общения со сверстниками и взрослыми, облегчает процесс усвоения детьми новых слов, прививает умение правильно использовать слова в речи и абстрактно мыслить.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ВКР «Обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Опубликовано: 22 марта 2023 в 21:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ВКР «Обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Марова (УИ 1458237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД