Наталья Солонинкина
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Солонинкина Н. В. учитель - логопед МБДОУ детского сада №39 г. Пензы «Гнездышко».
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение чтению, развитие речи, даются в игровой форме.
Публикация «Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
Коррекционно-развивающие игры имеют большой спектр возможностей. Они помогают:
обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
повысить речевую мотивацию;
компенсировать недостаточность фонематического слуха;
повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
активизировать и восстановить высшие психические функции;
автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества материала.
Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) II-III уровня, которое характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы. Одним из компонентов является фонематическое восприятие. С использованием игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста разработаны дидактические игры и игровые упражнения для преодоления фонематического недоразвития, эффективность которых проверялась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №39 г. Пензы «Гнездышко».
В эксперименте участвовало 14 детей: 12 из них поступили с диагнозом ОНР II-III уровня, два ребенка - задержкой речевого развития. Условно детей можно разделить на две группы. К первой группе (ЭГ-I) отнесли детей с хорошей памятью, достаточно устойчивым вниманием, умеющих быстро переключаться с одного задания на другое. У них хорошо развито логическое мышление, они любознательны, умело пользуются помощью взрослого и неплохо усваивают учебный материал. Тем не менее, у этих детей вербальная память заметно ниже смысловой, а слуховая хуже зрительной. Дети подвижны и неусидчивы. Непроизвольное запоминание у них значительно преобладает над произвольным. Операции анализа, синтеза и сравнения вызывают некоторые затруднения.
Ко второй группе (ЭГ- II) относятся дети, уровень познавательной деятельности которых хуже, чем у детей первой группы. У них слабая память, неустойчивое внимание. Они с трудом переключаются с одного задания на другое, объем внимания невелик. Логическое мышление развито слабо, с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, они овладевают с трудом. Требуется длительное специальное обучение. Эти дети неусидчивы, заторможены, легко отвлекаются на занятиях. Запоминание в основном непроизвольное, активность припоминания низкая.
Почти все дети соматически ослаблены, утомление наступает быстро. Поэтому для привлечения их внимания и активности познавательной деятельности в течение всего занятия необходимо:
часто менять виды деятельности;
использовать интересные, увлекательные и доступные способы изложения материала;
применять наглядность;
играть, так как игра в данном возрасте - самый любимый, интересный и продуктивный вид деятельности, развивающий мыслительные, физические способности, психику и речь.
Целью работы было исследование проблемы преодоления фонематических нарушений речи детей с общим недоразвитием речи и разработка дидактических игр и игровых упражнений, которые будут способствовать повышению эффективности работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР. Предмет исследования - дидактическая игра как средство преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Объект исследования - фонематическое восприятие детей, имеющих общее недоразвитие речи II-III уровня. Исходя из цели, была сформулирована гипотеза: включение разработанных дидактических игр и игровых упражнений в индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует преодолению фонематических нарушений и повышению эффективности коррекционной работы.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- изучить состав экспериментальной группы и выявить уровень речевого развития детей;
- организовать обучающий эксперимент;
- выявить и проанализировать результаты эксперимента;
- разработать методические рекомендации к проведению коррекционной педагогической работы с дошкольниками.
Для решения данных задач были использована следующие методы: анализ литературы по проблеме; наблюдение за детьми и за коррекционно-воспитательным процессом; анализ анамнестических данных; констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент и контрольный; анализ полученных в ходе исследования данных.
Экспериментальная работа включала следующие этапы
I. Констатирующий этап.
Цель - выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей на начальном этапе коррекционной работы.
Задача – определить уровень развития фонематического слуха данной группы детей в начале учебного года.
Для выявления уровня фонематического слуха и восприятия детям предлагались следующие упражнения:
I – Определение наличия звука в слове.
II- Выделение первого и последнего звука в слове.
III- Определение позиции звука в слове.
IV- Определение последовательности и количества звуков в слове.
V- Дифференциация звуков.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволил сделать вывод, что для детей ЭГ- I и ЭГ-II характерны средний и низкий уровни развития фонематического слуха. Дети не могли без ошибок повторить цепочку слогов, затруднялись в определении наличия заданного звука в слове, не умели выделять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, проводить звуковой анализ слова.
Диаграмма №1.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
%
II. Формирующий этап (обучающий).
Цель - подобрать коррекционные дидактические игры на первый год обучения для формирования и повышения уровня фонематического восприятия у детей с ОНР II-III уровня с учетом всех особенностей развития детей.
Задачи:
-формирование правильного звукопроизношения;
-развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений
с помощью специально подобранных дидактических игр и упражнений;
-активизация и обогащение словарного запаса;
-развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.
На данном этапе были введены разработанные дидактические игры и упражнения на первый год обучения. При этом были использованы методики Т. Б. Филичевой, Т. В Тумановой, Г. В. Чиркиной, Г. С. Швайко, Т. А. Ткаченко.
I период- игры на выделение гласных звуков из ряда других звуков, выделение первого и последнего согласного звука в словах. («Учим волшебный язык», «Найди звук», «Жуки», «Кто внимательный», «Лото», «Логопедическое домино», «Цепочка», «Кто больше?», «Где мой домик?», «Веселые зайчики»).
II период- игры на дифференциацию звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове, определение позиции звука в слове, выделение гласного звука в положении после согласного, анализ и синтез прямого слога. («Веселые зайчики», «Волшебный поезд», «Чудо дерево», «Соберем урожай», «Лото», «Выбери картинки», «Цепочка», «Чудесный мешочек»,«Скажи наоборот», «Телефон», «Подарки для Сони», «Кому письмо?», «Четвертый лишний»).
III период- игры на различение на слух и в произношении изучаемых звуков; определение наличия данных звуков в слове и их позиции; преобразование слов путем замены первых звуков, анализ и синтез прямых и обратных слогов, односложных слов. («Выбери картинки», «Синички», «Живые звуки», «Найди схему», «Угадай-ка», «Телевизор», «Пирамида», «Новоселье», «Закончи предложение», «Покажи букву», «Ромашка», «Покажи цифру», «Умные часы»).
Данные игры использовались систематически на индивидуальных и подгрупповых занятиях, видоизменялись и усложнялись, в зависимости от целей занятий.
III. Контрольный этап эксперимента
. Чтобы сопоставить результаты обследования, на этом этапе были использованы те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного эксперимента можно сделать вывод об эффективности применяемых дидактических игр и упражнений. Вновь проводились те же задания для детей. Смысл заданий остался тем же, изменилась только форма. Положительная динамика очевидна, дети показали лучшие результаты относительно констатирующего эксперимента. Уровень фонематического слуха и восприятия у детей значительно вырос в обеих группах. В ЭГ-I дети показали высокий и средний уровень развития фонематического восприятия. В ЭГ-II большинство детей показал средний уровень развития фонематического восприятия и слуха, двое детей из ЭГ- II приблизились к результатам детей ЭГ-I с высоким уровнем развития, двое детей показали низкий уровень, но со значительным улучшением выполнения контрольных упражнений (это дети с диагнозом задержки речевого развития).
Диаграмма№2.
Результаты контрольного этапа эксперимента
%
Результаты исследования доказали эффективность предложенных дидактических игр и игровых упражнений для преодоления фонематических нарушений у детей.