Лучший педагог года

Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей

Наталья Статилко
Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей

Статья посвящена влиянию дидактических игр в обучении и развитии математических способностей детей на занятиях и уроках математики в детском саду как едином общеобразовательном пространстве. Рассматриваются вопросы психолого-педагогических особенностей дидактических игр, при которых она будет иметь обучающий, развивающий и воспитывающий смысл.

Публикация «Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей» размещена в разделах

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

В. А. Сухомлинский.

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В. А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игры подразделяются на творческие и Игры с правилами. творческие Игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные Игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные Игры и Игры-забавы.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры : игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять Игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя (учителя) результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических Играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

При проведении дидактических игр следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности:

1. Во время игры педагог должен создавать в группе атмосферу доверия, уверенности детей в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность воспитателя, поощрение и одобрение действий детей.

2. Любая игра, предлагаемая педагогом, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Воспитатель должен быть очень внимательным к тому, насколько дошкольники подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где ребятам представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр педагог должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным детям.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Сегодня, а тем более – завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Перед педагогами дошкольного образования поставлены следующие задачи: использовать дидактические игры при обучении, закреплении знаний. Развитие математических способностей по математике во всех видах педагогической деятельности (на занятиях и индивидуально, благодаря которым у детей развивается память, внимание, мышление, воображение, происходит в целом развитие ребенка.

Все дидактические игры по математике разделили на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Для подкрепления порядкового счета помогают дидактические игры с таблицами направляющихся героев сказок в гости к другим сказочным героям. Кто будет первый? Кто идет второй? Через дидактические игры добиваемся от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Какое число спряталось?», «Составь число», «Кто первый назовёт, какой игрушки не стало?» и многие другие мы используем на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Так же через дидактические игры знакомим детей с днями недели. Подсказали, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываем к доске 7 детей, пересчитываем их по порядку, даём им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры «Назови скорее дни недели», «Назови пропущенный месяц (день недели)», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

В начале каждого занятия проводим игровую минутку: любую игрушку прятали где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирали ребенка и прятали игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда воспитатели давали этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, использовали появление какого-либо сказочного героя. Например, игра «Помоги Карлсону найди потерянную игрушку». Распечатываем конверт, читаем: «Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 4 шага и т. д.» Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, усложнили для них задания – т. е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала предлагаем детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В эти дидактические игры можно играть и совершенствовать знания индивидуально в свободной деятельности. В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор и выложи его», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт».

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Кроме того, давали задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложнялись. Предлагали выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убеждаемся в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Публикации по теме:

Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактических игр МБДОУ «Детский сад №3» Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр» Подготовила.

Картотека дидактических игр «Трудовое воспитание в детском саду» Трудовое воспитание в детском саду «Кто где работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как.

Картотека дидактических игр по ОБЖ в детском саду Картотека дидактических игр по ОБЖ в детском саду. «Раньше и теперь» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать.

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду 1.«Раньше и теперь» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. Правила игры: воспитатель кратко сообщает.

Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста Мастер-класс для воспитателей Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс для воспитателей Слайд1.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр» МАСТЕР-КЛАСС «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр» Автор: Шейн Е. В., воспитатель.

Перспективное планирование по использованию дидактических игр на развитие сенсорных способностей Сентябрь 1. Игра «Разноцветные палочки» Цель: закрепление знаний по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр. В исследованиях отечественных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей
Опубликовано: 15 января 2019 в 22:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД