Влияние игротерапии на поведение детей дошкольного возраста.

Татьяна Шкляева
Влияние игротерапии на поведение детей дошкольного возраста.

ВЛИЯНИЕ ИГРОТЕРАПИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений дошкольной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, дремлющие в глубине души потенциалы.

По определению М. И. Чистяковой игровая терапия– это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры.

В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры,это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.

Все типы поведения можно разделить на 6 разновидностей:

1я группа - импульсивное, гиперактивное, дети-«шустрики», дети-«катастрофы»;

2я группа - демонстративное, дети-«капризы»;

3я группа - протестное;

4я группа - агрессивное;

5я группа - недисциплинированное, «уход от деятельности»;

6я группа - конформное, дети-«мямликм», дети-«тюфяки», пассивное, застенчивое.

Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения, так как игра – это ведущая деятельность в данном возрасте.

Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку:

1) стать более ответственным в своих действиях и поступках;

2) лучше понимать себя и других;

3) стать более самостоятельным;

4) выработать большую способность к самопринятию;

5) овладеть чувством контроля;

6) развить способность к преодолению трудностей;

7) развить внутренний источник оценки;

8) обрести веру в себя.

Основные принципы игротерапии– это естественность, безусловное принятие, понимание.

Сегодня существует несколько видов игровой терапии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия.

- Недирективная игровая терапия – это система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.

- Директивная игровая терапия – это форма, при коррекции поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.

- Смешанная игровая терапия. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Игровая терапия — это один из компонентов, в игре, в игровой комнате, используются все способы, доступные для ребенка, все материалы, доступные для ребенка, для его творческого самовыражения.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.

Групповая игротерапия — это процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Игровая терапия – технология коррекционного воздействия на детей с использованием игры.

В организации терапевтического процесса Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.

1. Диагностическая функция заключается в уточнении, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию.

2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы и создаются адекватные формы психического реагирования.

3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора социализации.

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог

Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство,

кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с

«пустым» (неразрисованным) лицом, которые могут изображать членов реальной

семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение

чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно

важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как

с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких

чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья

и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т. п., то есть

игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и

фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет

глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой

разрывать на куски.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе

относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют

структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности

здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из

них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не

существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда

может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых

детей.

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность

представить все многообразие современных игрушек,

понять, что они не только способствует появлению у ребенка определенного

типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию

позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к

сопереживанию, но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных

нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость,

гнев, враждебность и т. п.).

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

Публикации по теме:

Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возрастаВлияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории. Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика.

Консультация для родителей «Влияние занятий плаванием для детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние занятий плаванием для детей дошкольного возраста» Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При плавании развиваются.

Консультация для воспитателей «Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста» Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста В СанПиН 2.4.4.3172-14 отмечается, что физическое воспитание.

Влияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возрастаВлияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возраста «Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Заместитель заведующего МДОУ ЦРР детский сад №42.

Роль игротерапии при снятии гиперактивности у детей дошкольного возраста в работе по развитию речи КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА 1. Тренировка устойчивого внимания. 2. Организация двигательной активности. 3. Мышечная релаксация. 4. Социальная.

Консультация для родителей «Поведение взрослых — важный момент в формировании характера детей дошкольного возраста» «Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.

Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра. Игра.

Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Возрождение традиций прошедших столетий.

Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста «Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве» /В. Сухомлинский/ Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Влияние народных промыслов («Дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Получить в детстве начало эстетического воспитания -значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Влияние игротерапии на поведение детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 30 мая 2016 в 15:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт познавательного развлечения «Праздник мороженого»
Цель:Совершенствовать знания о мороженом, его полезных и вкусных свойствах. Праздник мороженого ждали все ребята, им было очень интересно, какой же...
Фотозарисовка «Мои садовые цветы»
Фотоотчет « Мои садовые цветы». Доброе время суток! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свое увлечение – это выращенные мною цветы. Каждую весну...
Проект по ПДД во второй младшей группе «Маленькие ножки шагают по дорожке»
Проект по ПДД во 2 младшей группе «Маленькие ножки шагают по дорожке» Актуальность: Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую...
Оформление группы «Рамки для продуктивной деятельности воспитанников»
Оформление группы Рамки для продуктивной деятельности воспитанников Соболева Валентина Ивановна Рамки для продуктивной деятельности воспитанников Центр ИЗО...
Музыкально-спортивный батл «В гостях у морского царя Нептуна»
Доброго всем время суток дорогие коллеги. В августе, традиционно, мы празднуем день рождение группы. В этом году мы решили провести его в морской тематике...