МААМ-картинки

Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания

Анна Дорошенко
Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние индивидуальных особенностей Высшей Нервной Деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Публикация «Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания» размещена в разделах

Выделяют ДВА ВИДА ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, обуславливающих особенности ВНД умственно отсталых детей (Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. Р. Лурия) :

1. НЕДОРАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на ранних этапах внутриутробного развития плода.

Выражается в недостаточном развитии извилин, уменьшении корковых слоев головного мозга, в неправильном расположении клеток по слоям, в малом количестве нервных клеток и др.).

2. АНАТОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка.

Выражаются в утолщении оболочек мозга, в сращении мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью, в образовании склеротических очагов, атрофии нервных клеток и др.

Органическое поражение коры головного мозга умственно отсталых детей имеет две особенности : тотальность и иерархичность.

Тотальность проявляется в диффузности мозгового нарушения. Морфологические изменения с разной интенсивностью захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Диффузное поражение коры может сочетаться с отдельными, более выраженными локальными нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы.

Иерархичность проявляется в том, что раннее время поражения приводит к более выраженному недоразвитию функций, имеющих наиболее длительный временной период созревания. Особая тяжесть недоразвития падает на регуляторные системы и на высший уровень организации любой психической функции.

Патофизиологические особенности ВНД умственно отсталых детей.

Специфические особенности рефлекторной деятельности :

Слабость замыкательной функции коры головного мозга.

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, особенно сложные, которые лежат в основе обучения и воспитания. Сформировавшись, они оказываются непрочными, быстро растормаживаются, угасают.

Затрудненность дифференцировок условных связей.

Затруднено отграничение тех условий, при которых осуществление данного привычного действия уместно и целесообразно, от других условий, при которых привычные действия должны быть заторможены. Дифференцировки вырабатываются с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, легко угасают.

Нейродинамические особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения:

Инертность нервных процессов - слабость процессов возбуждения и активного внутреннего торможения (слабость возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок).

Инертность, возникающая с самых ранних этапов развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой деятельности больших полушарий головного мозга человека. Это и приводит к недоразвитию всей познавательной сферы.

Нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения.

Связано чрезмерно широкой генерализацией возбуждения коры мозга. Процесс возбуждения, вызываемый условным раздражителем, не концентрируется в пункте, где он первоначально возникает, широко распространяется по коре больших полушарий, захватывая участки, удалённые от того, куда впервые пришло возбуждение, вызванное условным сигналом.

Склонность нервных клеток даже после небольшой нагрузки к состоянию охранительного торможения.

Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие первой и особенно второй сигнальных систем, а так же нарушение их взаимодействия. Данные особенности обусловлены спецификой процессов нейродинамики ЦНС, функциональной слабостью корковых отделов правого и левого полушарий, нарушением межполушарных взаимодействий.

Сенсорное восприятие олигофренов характеризуется слабой дифференцированностью, глобальностью, нарушением отбора значимой информации.

Левое полушарие занято правополушарной невербальной деятельностью, а не присущей ему абстрактно-логической (данные электрофизиологических исследований). Речь не становится регулирующей функцией.

Нарушение межполушарного взаимодействия проявляется в выраженном изменении передачи сенсорной информации из левого полушария в правое, что искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности.

Снижение пластичности ЦНС

Это свойство выражается в способности нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность нервной системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта. У умственно отсталых это свойство нервной системы выражено в сравнительно меньшей степени, т. к. кора больших полушарий головного мозга поражена диффузно.

Как известно, умственная отсталость развивается в результате поражения головного мозга. Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда определенный уровень функционирования ЦНС ограничивает развитие интеллекта ребенка. Ребенок с умственной отсталостью обучается и развивается в пределах своих возможностей.

В связи с особенностями ВНД детей с умственной отсталостью можно выделить особенности индивидуальных психических процессов - внимания, памяти, ощущения и восприятия.

У умственно отсталых детей наблюдаются недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств.

По данным Т. Н. Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом ее развитие на протяжении пяти-шести лет обучения протекает крайне медленно.

Физиологическая основа восприятия — сложные условнорефлекторные связи. Различные нарушения условнорефлекторной деятельности у умственно отсталых детей обусловливают дефектность восприятия. Процесс восприятия протекает в единстве с другими психическими процессами : ощущениями, представлениями, мышлением и речью. На него оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности. Недоразвитие различных сторон психики неблагоприятно влияет на процесс восприятия.

В силу указанных причин у умственно отсталых детей отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности восприятия.

Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным. У нормальных школьников эффективность преднамеренного запоминания значительно выше непреднамеренного. У умственно отсталых младших школьников не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед непреднамеренным. Однако у учащихся старших классов под воздействием коррекционных мероприятий преднамеренное запоминание существенно улучшается. Возрастает произвольность деятельности, ее планомерность. Вследствие этого сама организация процесса запоминания поднимается на более высокий уровень.

Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои особенности. Нарушение процесса сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Причины этого кроются в функциональных нарушениях процессов высшей нервной деятельности (слабость замыкательной функции, патологическая инертность нервных процессов возбуждения и торможения и т. д.).

Функциональные нарушения, как известно, тесно связаны с первичным дефектом — органическим поражением головного мозга. Но на особенности процесса сохранения большой отпечаток накладывают вторичные нарушения — личностное недоразвитие умственно отсталых. По этой причине зачастую сохраняется не смысловое целостное содержание запоминаемого материала, а отдельные фрагменты, броские по цвету, форме, звучанию и т. д. Практика обучения умственно отсталых детей показывает, что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику в том случае, когда коррекционная работа направляется на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы деятельности, способности адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности и т. д.

Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики : слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.

Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое учащимся задание первоначально носит игровой характер. Затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности. Выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушению его концентрации и т. п.

Обучение, воспитание, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми будут более эффективны, если при их планировании и реализации опираться на:

особенности ВНД

особенности индивидуальных психических процессов (внимания, памяти, ощущения и восприятия)

ресурсные возможности ребёнка

используя специальные педагогические методы обучения и воспитания.

Публикации по теме:

«Использование системы сопровождения детей и родителей в ДОУ с учётом особенностей воспитания в семье третьего тысячелетия» Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно. Жизнь семьи тем и сильна,.

Коррекция индивидуальных особенностей ребёнка Рекомендации «Коррекция индивидуальных особенностей ребёнка». (агрессивность, импульсивность, тревожность) (для родителей, воспитателей).

Анализ педагогической статьи Р. В. Бессонова, О. П. Околелова «Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс» Я обратила внимание на данную статью, содержащуюся в журнале "Педагогика" (№7, 2006г., она меня заинтересовала, я решила поделиться анализом.

Индикаторы результативности (портфолио) педагогической деятельности воспитателя высшей категории ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВладение современными образовательными.

Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.

Особенности обучения и воспитания детей второй группы раннего возраста Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок.

Развитие индивидуальных возможностей детей посредством интегрированных форм воспитания и обучения (от 4 до 5) РМО воспитателей разновозрастных групп с приглашением молодых специалистов. Круглый стол. Тема: Развитие интеллектуальных, коммуникативных,.

Создание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развитияСоздание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развития Создание условий для развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группа № 3 (Раннего развития). В нашей группе есть.

Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения В силу особенностей детей раннего возраста, прежде всего их непосредственности, выявить индивидуальные особенности личности ребенка не представляет.

Эссе «Современный ребёнок» (взгляд на современных детей, проблемы, современные задачи воспитания, обучения и развития детей) Получив педагогическое образование в 90-х годах, я длительное время не работала по специальности. Спустя много лет, вернувшись в систему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания
Опубликовано: 16 мая 2017 в 09:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дорошенко (УИ 1181397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД