Екатерина Чернова
Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития познавательной деятельности ребенка, которая формируется и развивается на основе познавательной активности. Несомненное воздействие на формирование и развитие познавательной активности ребенка оказывает музыкальное искусство. Познавательная активность в музыкально-познавательной деятельности ребенка представляет собой стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком музыкальных знаний, развитие музыкального опыта, развития музыкального восприятия, роль которого универсальна, поскольку оно связано со всеми видами музыкальной деятельности детей.
Публикация «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игровая деятельность дошкольников представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно дидактические (обучающие) игры являются средством формирования познавательный активности.
Как отмечают многие исследователи дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ребенка в процессе познания, сделать познавательную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обобщению и закреплению новых знаний. В процессе игры дети усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление достаточно сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное (познавательное, и игровое (занимательное). Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней следующих компонентов: обучающей задачи; определенного содержания; установленных правил; собственно игровых действий. Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом музыкально- дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. В таких музыкально-дидактических играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное. Таким образом, педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, что непосредственно влияет на развитие познавательной активности. Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, ярко и красочно оформлены.
Игра «Птицы и птенчики»
Цель: Развитие звуковысотного слуха, т. е. дети учатся различать звуки по высоте (низкие и высокие). А так же закрепляем знания по теме «Весна», «Перелётные и зимующие птицы».
Игра «Расставь инструменты по полкам»
Цель игры: умение находить заданные силуэты и сопоставлять их с тенью предмета.
Игра стимулирует развитие навыков визуального восприятия, музыкальной памяти, помогает уточнить и расширить знания детей о музыкальных инструментах
МДИ «Угадай музыкальный инструмент». видео игра направлена на развитие у детей умения различать тембр звучания различных муз. инструментов. Классифицировать их на группы (духовые, струнные и ударные)
«Угадай, какой инструмент звучит»
Направлена на развитие у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Лото "Ассоциации. Музыкальные профессии"
Настольная развивающая игра познакомит с музыкальными профессиями, расширит кругозор. В процессе игры развивается логическое мышление, музыкальная память, способность находить связь между предметами.
Круги Луллия "Музыкальные профессии"
Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о профессиях музыканта, музыкальных инструментах, расширение кругозора и словарного запаса по данной теме. Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память.
Круги Луллия "Подбери пару"
Интересная логическая игра, где ребёнок сможет проявить свою смекалку и сообразительность.
Цель игры: развитие образного и ассоциативного мышления, умение самостоятельно на слух и на вид подбирать музыкальные инструменты к определенному животному. Так же здесь можно поговорить на тему домашние и дикие животные.
МДИ «Веселый паровозик»
Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание, чувство ритма, умение передавать ритмический рисунок хлопками в ладоши, или на музыкальных инструментах. усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук. А так же закрепляем знания по теме «Животные» и «Транспорт»
МДИ «Ножки и ладошки»
Игра на развитие чувства ритма, так же мы можем поговорить с детьми о строении человека (части тела)
«Путь в музыкальную школу»
Цель: Развитие музыкальных способностей. Формирование у детей основных навыков безопасного движения на улицах и дорогах
МДИ «Времена года»
Цели: формировать представление о музыкальных произведениях композитора Чайковский П. И. и Антонио Вивальди "Времена года", побуждать воспринимать настроение, характер музыки, стимулировать способность сопереживать музыке, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, понимать характер иллюстрации, соотносить музыкальные произведения с иллюстрациями.
Настольная игра "Звуки и шумы"
Цель игры: знакомство с миром звуков, формирование навыков внимательного восприятия окружающего мира.