Привалова Наталья Николаевна
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую функцию. Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придаётся такое большое значение. Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих способностей играть на инструменте. Самое существенное-уметь в повседневном общении применять полученные знания и умения. Музыкальным руководителем я работаю в детском саду не первый год. За это время я старалась как можно интереснее и разнообразнее провести тематические, комплексные, индивидуальные занятия, развлечения и праздники в детском саду. Веду наблюдения, за каждым ребёнком, которые в период пребывания в дошкольном учреждении, овладевают следующими знаниями и показывают результат в начале учебного года и в конце. Проводя занятия с детьми в разных возрастных группах использую различные методы и приёмы. Занимаясь с детьми младшего возраста применяю приёмы по разделу слушания музыки активизирующие восприятие: движение, подчёркивающие характер произведения (например, «птички полетели»-машут руками, «ладошки пляшут»-вращают кистями рук и т. д.). Возбуждает интерес у детей приёмы, построенные на занимательности. Например, малыши не видят погремушку, а лишь слышат её звучание и идут искать. Вместе с этим я начинаю использовать пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни. Игрушка приобретает новое значение: это приём позволяющий ребёнку узнать песню, и если он не может назвать её, то показываю соответствующую игрушку. В группах более старшего возраста по этому же разделу использую наглядные приёмы. Музыка, усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, вычленением отдельных эпизодов из песен, пьес, ярко раскрывающих музыкальных образов. Использую игровые приё мы: музыкальные загадки, игрушки, помогающие ребёнку понять и запомнить музыку. Применяю приё м: узнавание по мелодии, самостоятельное движение ребёнка с игрушкой. Широко использую цитаты, которые часто становятся своеобразным эпиграфом к пьесе. Слушание нового произведения происходит на нескольких занятиях, где дети при неоднократном прослушивании его получают новые сведения о музыке. По разделу пение: использую игровые приёмы сюрпризы, художественное слово. В более старших группах входит метод сравнивания. Использую показ на своём примере или хорошо поющего ребёнка. Использую приём развития дикции (правильного, ясного произношения). Полезен и проводится приём произнесения текста шёпотом, в ритме песни и с фортепианном сопровождении, а также выразительное прочтение текста без музыки. По разделу музыкально-ритмические движения в методике обучения дошкольников ритмике и пению много общего. Во-первых: применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом, наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов, словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце пояснения входе выполнения движений, напоминающих об их приёмах и т. д., упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Хорошие результаты приносят методические приёмы, обращённые сразу ко всей группе (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребёнка в отдельности. К ним относятся: 1 Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развитие способностей путём эпизодических обследований, а также путём наблюдения за поведением ребёнка его успехами. 2 Использование в процессе занятия приёмов, обращённых к каждому ребёнку. Создание обстановки, вызывающий у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных. Индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу. Исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задания, а другие давали этому оценку. 3 Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2-3 минуты) индивидуальных занятий. Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении знакомя детей с музыкальным произведением. Впервые, педагог побуждает их к самостоятельным высказываниям о характере музыке, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулирую к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Ребята на занятиях высказываются о том, как лучше исполнить танец, перечисляют последовательность построения пляски и без помощи взрослого выполняют какое-либо движение и т. д. Движения, придуманные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем. Большое внимание я уделяю игре детьми на музыкальных инструментах. Знакомлю с названиями инструментов, характере звучания (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие; металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан звенящий и т. д., дети знакомятся о правилах пользования инструментах о их хранении; о приёме игры на них, расположении высоких и низких звуков на различных инструментах. Следует особо подчеркнуть, что методике обучения игре на музыкальных инструментах я в детском саду стараюсь делать более организованной и последовательной. Чтобы дети больше проявляли творчество, я предлагаю им разнообразные задания, направленные оценить исполнение знакомой мелодии, или своё собственное исполнение на каком-либо инструменте. Так же с детьми и взрослыми готовим различные праздники и утренники, где дети принимают активное участие наряду со взрослыми. В программу утренников младших групп включаю больше зрелищных моментов в исполнении старших детей и взрослых. Действия малышей ещё несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры провожу по показу. Как сюрпризное выступление часто ввожу персонаж кукольного театра. На детей старших групп ложится общая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Дети стараются более самостоятельно участвовать в инсценировках, плясках, играх. Как в коллективных выступлениях, так и в индивидуальных. С радостью и восхищением изображают песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации. Особое внимание уделяю индивидуальным выступлениям, где помогают застенчивым побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребёнку предоставляется возможность проявить музыкально-творческие способности. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.