МААМ-картинки

Влияние навыков двигательной активности на звукопроизношение у дошкольников с выявленным дизартрическим синдромом

Татьяна Устюжанина
Влияние навыков двигательной активности на звукопроизношение у дошкольников с выявленным дизартрическим синдромом
▼ Скачать + Заказать документы

Специальными исследованиями доказано, что дети с отклонениями в развитии чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, имеют нарушения осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям, особенно простудным. Противостоять им помогают нетрадиционные оздоровительные методики, используемые на занятиях ЛФК.

У детей с выраженным дизартрическим компонентом наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Публикация «Влияние навыков двигательной активности на звукопроизношение у дошкольников с выявленным дизартрическим синдромом» размещена в разделах

Характерными являются некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности мелкой моторики пальцев, отчётливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов, другие особенности.

Возникает необходимость в создании системы организации различных игр и упражнений для преодоления недостатков развития двигательной активности у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Анализ влияния развития мелкой и общей моторики на коррекцию речевых нарушений у детей с дизартрическим синдромом.

2. Совместное тематическое планирование логопедом, воспитателем, муз. руководителем и инструктором по физическому воспитанию.

3. Подбор методик на выявление двигательной активности у детей дошкольного возраста. 4. Создание системы игр и упражнений на развитие двигательной активности.

В коррекционной работе применяются технологии:

Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного.

Технология свободы и психомоторного раскрепощения.

Зрительные тренинги.

«Алфавит телодвижений» методика С. И. Веневцева с целью осуществлений коррекции речевых нарушений, обучение грамоте.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка. Несмотря на то, что в литературе достаточно освящён вопрос о влиянии развития мелкой и общей

моторики на речь, тем не менее существует необходимость создания системы упражнений и игр, применяемых в работе игр и упражнений.

В своей работе мы применяем режим непроизвольного зрительно – моторного скольжения по траекториям.

Методика выполнения

На потолке выбирается поле. Дети становятся в центр этого поля и, следя глазами за лазерной указкой, выполняют соответствующие задания. При этом они выполняют непроизвольно сочетающиеся движения глазами, головой, туловищем. Дети фиксируют взором траектории (с постоянно поднятой головой).

Таким же образом дети называют на потолке буквы, читают слова. Эти занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии способствуют улучшению межличностных отношений в коллективе.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса внедряем в свою работу методику сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов.

Методика выполняется следующим образом :

В четырёх верхних углах размещаются сюжетные изображения. Это могут быть сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из космической тематики, любой лексической темы. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Сюжеты меняются не реже 1 раза в неделю.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Под команду 1-2-3-4…1-2-3-4 дети должны не просто механически пробежать глазами, но и успеть увидеть все 4 сюжета.

Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность. Дети становятся зоркими и внимательными.

Методика, предложенная профессором А. А. Дмитриевым, способствует выработке устойчивой, правильной осанки, развитию и сохранению гибкости позвоночника, укреплению мышечной системы, нормализации работы опорно –двигательного аппарата.

В своей работе используем алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым.

Цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.

«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают эту букву или наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. Они телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитии.

В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Движения, которые выполняются при показе той или иной бук вы, хорошо

знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.

В алфавит телодвижений входят: движения рук, ног, наклоны туловища, полуприседы, приседы и другие упражнения.

Движения рук применяются при показе букв Б, Г, Д, О, У

Они осуществляются как левой, так и правой рукой: отведением руки в стороны, сгибанием их в локтевых суставах.

Некоторые буквы можно изобразить при помощи туловища: влево – Е,С, вправо – З,Э. вперёд – М. П, Движениями головы – буквы Ъ, Й

Приседы и полуприседы -используются для изображения букв Д, Ж, Н, Щ

После усвоения детьми телодвижений, изображающих отдельные буквы, можно использовать комплексы упражнений, составленные из специально разработанных телодвижений, соответствующих определённым буквам в легко выполняемой форме.

Спортивный букварь

Комплекс 1 (Л Х М)

И. п. – стойка, ноги врозь (буква Л)

1 –руки вверх, в стороны (буква Х, сделать глубокий вдох, прогнуться и потянуться.

2 –наклон вперёд, руки перед собой (буква М, сделать вдох.

Комплекс 2 (И. Ф О Т)

И. п. – о. с. (буква И)

1 – руки на пояс (буква Ф

2 – дугами кверху руки вверх (буква о)

3руки в стороны (буква Т)

Комплекс 3 (ИО П Н)

И. П. – о. с. (буква и)

1 –руки вверх, ладони сложить над головой (буква о)

2 – наклон вперёд (буква П)

3 упор присев (буква Н)4 – и. п.

Комплекс 4 (Ж Е З)

И. п. – широкая стойка

1 –полуприсед, руки вверх - в стороны, полусогнуты в локтях (буква Ж)

2 – наклон влево, руки согнуты в локтях под углом (З)

3. – наклон вправо, руки вытянуть вперёд (Е)

В системе коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением речи необходимо больше внимания уделять формированию тонких движений пальцев рук и общей моторике. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи

Таким образом, у детей с дизартрическим синдромом значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность детей, возрастают показатели двигательной памяти, грамотности и фонематического восприятию.

В конце своего выступления хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ ДЕТЕЙ: Уважаемые родители, обведите (или напишите) ответы на следующие вопросы: 1. Фамилия, имя.

Анкета для родителей вновь поступающих детей. 1. В работе с нашим сыном или дочкой (имя) просим учесть особенности его или ее здоровья: Хорошее ослабленное часто болеющий ребенок[cut=Читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние навыков двигательной активности на звукопроизношение у дошкольников с выявленным дизартрическим синдромом
Опубликовано: 14 января 2015 в 22:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние навыков двигательной активности на звукопроизношение у дошкольников с выявленным дизартрическим синдромом» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Устюжанина (УИ 289458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД