Лучший педагог года

Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ

Жанна Кадрова
Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ

Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих разные особенности развития, которые возникают, во многих случаях, в ходе нарушения закономерностей раннего онтогенеза. Кроме того, часть детей появляются на свет с родовой травмой, с различными диагнозами, а у мам бывает неблагополучное течение беременности. В норме развитие ребенка проходит ряд этапов, в результате которых происходит формирование и совершенствование двигательных навыков. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно говорить о возможных проблемах. Движения очень тесно связаны с речью – в головном мозге речевые и двигательные зоны находятся рядом. Нарушения в формировании двигательных навыков приводят к торможению речевого онтогенеза. Всё это негативно отражается на эмоциональном развитии ребёнка.

Публикация «Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ» размещена в разделах

То, что не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется в более старшем возрасте, а требует организованной комплексной помощи в дошкольном возрасте.

Трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую неуспеваемость. Решить эти и подобные проблемы невозможно без выявления истинных причин данных нарушений.

Инструментом для диагностики служит нейропсихологическое обследование.

Этот метод позволяет исследовать внимание, память, мышление, речь, пространственные представления, основы саморегуляции; дает возможность специалистам и родителям увидеть имеющиеся трудности ребенка и правильно построить индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

Дети с ОВЗ (ЗПР, аутизм, моторная алалия, посещающие группы компенсирующей направленности, испытывают сложности в восприятии и удержании информации; выполнении определенных движений (трудности проявляются на уровне общей, мелкой и артикуляционной моторики); частой отвлекаемости; включенности; коммуникации; имитационной деятельности.

Наблюдения за деятельностью детей во время осуществления режимных моментов, занятий и анализа проведенного обследования (дефектологического, психологического и логопедического, позволили выделить наиболее нуждающихся в коррекционной помощи дошкольников. Специалистами учреждения была разработана нейрокоррекционная программа для детей с ОВЗ, направленная на комплексное развитие анализаторных систем. Программа была утверждена на психолого-медико-педагогическом консилиуме к реализации. Срок реализации: 3 месяца. Индивидуальные занятия по психомоторной коррекции с детьми дошкольного возраста проводятся по методу замещающего онтогенеза. Занятия состоят из нескольких больших блоков.

1. Разбитие синкинезий или сопутствующих движений

2. Установление межполушарных взаимодействий

3. Сложно-программированные (на удержание и смену программ)

4. Распределение внимания

5. Упражнения на анализ и синтез

6. Развитие тонкой моторики

7. Глазодвигательные упражнения

8. Упражнения на развитие орального праксиса

9. Блок вращательных движений

10. Блок динамических упражнений

Для каждого ребенка учитывается уровень качества и сложности выполнения упражнений. При возникающих затруднениях в программу вносятся изменения, и упрощается выполнение задания.

Упражнения предлагаются ребёнку в строго определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального развития. В итоге формируется внутренняя речь ребенка, он учится создавать программу своего поведения, контролировать себя. На занятиях расширяются адаптационные возможности ребенка, он учится общаться, становится более уверенным в себе, формирует положительную оценку себя и своих способностей.

Занятия проводятся ежедневно дефектологом или учителем-логопедом. Родители в выходные дни повторяют комплекс упражнений дома (после показа специалистами данных упражнений). Оптимальный возраст для проведения нейрокоррекции : 5-12 лет.

В программу входят:

• Дыхательные упражнения

• Глазодвигательные упражнения

• Двигательные упражнения на растяжки

• Массаж и самомассаж

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие межполушарной ассиметрии

Развитие мелкой моторики

• Релаксация и расслабление

Глазодвигательные упражнения повышают познавательную активность и прямым образом влияют на познавательный процесс детей. Движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. За счет трехмерного пространства глаза, находящиеся в постоянном движении, собирают необходимую информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для занятий. Глазодвигательные упражнения тренируют мышцы глаз, активизируют кровообращение, разряжают умственную нагрузку, повышают координацию глаз и способность сфокусироваться.

Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – это выполнение различных перекрестных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями.

Двигательные упражнения на растяжение и сжатие мышц тела нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любые негативные изменения оптимального тонуса плохо отражаются на общем развитие человека, его психической и двигательной активности.

Релаксация проводится в начале занятия – с целью настройки на процесс занятия, и в конце – с целью интегрировать полученный опыт. Чаще всего, это нахождение в расслабленном состояние (лучше всего лежа на спине, руки, ноги в открытой позе, без перекреста, под релаксационную музыку.

Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга.

После проведения нейрокоррекционных упражнений отмечаются следующие изменения:

• включенность детей в деятельность стала более выражена, дети начали воспринимать информацию и достаточно точно отвечать на задаваемые педагогом вопросы;

• преобладание произвольного внимания над непроизвольным;

• качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились;

• в режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий;

• на занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы;

• в игровой деятельности дошкольники самостоятельно придумывают сюжет игры, привлекая новые предметы – заместители и включая в игру других детей (раньше была одиночная игра);

• уровень развития коммуникации и речевой деятельности повысился; речь стала средством общения;

• дошкольники стали более уверенно себя чувствовать среди сверстников и на занятиях; эмоциональный контакт с окружающими взрослыми возрос.

Осуществление нейрокоррекционной программы в рамках дошкольного учреждения является базовым направлением, помогающим в комплексной коррекции детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние сказки на формирование личности ребёнка» Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом.

Положительное влияние физической культуры на организм ребёнка! Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается.

Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ воспитателем МБДОУ «.» Программа (план) сопровождения ребёнка воспитателем на 2016-2017 учебный год 2. Ф. И. О. ребёнка: ФИО Диагноз: Общее недоразвитие.

Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ. Для успешности психологического обследования Т. Д. Марцинковская.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние музыки на психоэмоциональное состоянии ребёнка Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медецинские центры лечили людей от тоски, нервных растройств,.

Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность при общении с ней Мир, окружающий ребёнка, это - мир природы. Необходимо помочь ребёнку узнать прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться.

Влияние семьи на развитие ребенка Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово,.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка Кантеева Р. А. Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка. «Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника Личностные качества ребёнка формируются в активной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ
Опубликовано: 29 июля 2017 в 18:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД