Валерия Блохина
Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кисти рук : утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы, и наоборот.
Обычно, в 2-3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту он превратился в любознательного человека, умеющего ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями. В группе детского сада ребенка окружает множество игр, дидактических материалов, расположенных на низких открытых полках. Всё это доступно и предоставлено для самообучения. Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания-расстегивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т. д., купанием и одеванием куклы, научится стирать платочки, гладить их утюжком, красиво накрывать стол, мыть посуду, аккуратно есть. Руками ребенок начнет осваивать и сенсорные эталоны: величину, цвет, структуру поверхности и многое другое.
Публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
От ощущения - к восприятию,
От восприятия - к представлению,
От представления - к пониманию.
Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная познавательная деятельность дополняли одна другую. По статистическим данным, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, значит надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в том числе оздоравливающие, корректирующие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения. Для этого используются ладони и ступни ног, т. к. на них находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние ребенка.
Для младших дошкольников уместно использовать такие упражнения, как «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются».
Что касается рук, здесь возможностей еще больше. Дети очень любят играть в разнообразные пальчиковые игры. Пальчиковые игры - развлекательное и оздоравливающее занятие. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста. После овладения детьми пальчиковыми играми отмечено, что у детей происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, появляется интерес к возможностям своей руки, улучшается координация движений кисти, а чувство ритма помогает ребенку придумывать собственные текстовки.
Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но наиболее естественна она в детском театре.
В дошкольном учреждении используются разные виды театров.
«Театр пальчиков» : артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев.
«Театр рукавичек» : требует от взрослых умения из старых перчаток или варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.
«Театр Петрушек» : перчаточный кукольный театр, более подходит старшим дошкольникам. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, распределять роли, озвучивать сценки, подбирать декорации и музыку. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. В результате совместного творчества детей и взрослых появятся веселые сценки и даже «Театр в руке» или «Ручной театр».
Превращается рука
И в котенка и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки, Ум, талант - и все в порядке.
Наблюдательные взрослые, имеющие опыт общения с детьми, отмечают, что ребенок до 4-х лет больше изображает, показывает, чем рассказывает, объясняет. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а рука и тело уже освоили способы передачи информации. Причем, сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении ничуть не реже, чем немногословные. На основании этого, очень уместно использовать в детском саду игры в «сурдоперевод». Суть их в том, что один ребенок медленно читает незамысловатое стихотворение, а другой показывает его содержание руками, жестами, телодвижениями (это дактильная речь).
С детьми 5-6 лет полезно также играть в «Театр теней». Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры в театр, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.