МААМ-картинки

Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей.

Надежда Бакулина
Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей.

УДК 373.24

ВЛИЯНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ.

Н. И. Бакулина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53»

воспитатель первой квалификационной категории

Россия, 607225, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Володарского, д. 108а

Тел. : 8(83147) 2-69-68, e-mail : detskiy.sad.53@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития детей в поликультурном пространстве ДОУ.

Публикация «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей,» размещена в разделах

Ключевые слова: поликультурное воспитание, толерантность, поликультурная личность, национальная культура и традиции.

В центре современной образовательной системы находится человек - ребенок, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Начиная с дошкольного возраста важно формировать способность взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и готовности принять других людей, такими, какие они есть.

Формирование поликультурной личности необходимо начинать с раннего девства, так как – это сложный и длительный процесс. Чтобы в будущем сформировалась поликультурная личность необходимо сформировать следующие чувства :

- патриотизм - чувство долга, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народом;

- любовь к природе - восхищение красотой природы, чувство прекрасного, сочувствие всему живому;

- любовь к родным и близким - сопереживание, сочувствие, терпимость и правдивость;

- чувство свободного общения (чувство удовлетворенности от понимания правильной, устной речи собеседника);

- художественно-эстетическое (чувства прекрасного, эстетические переживания).

Так как, дошкольное учреждение является основой воспитания и обучения ребенка, овладения им родной речью, становления его мировоззрения, а также принятие им моральных норм и ценностей, то именно дошкольное учреждение остается базовым учреждением поликультурного образования. И именно здесь ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности.

К одной из задач поликультурного образования детей дошкольного возраста относится приобщение к национальной культуре и традициям, которое осуществляется в ДОУ через следующие направления.

- Окружение ребёнка предметами народного быта. Русская изба – наличие предметов старины: чугуны, ухваты, рушники и др. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа, который с момента рождения привыкает к природе и культуре своей страны, к быту своего народа. С народными обычаями и традициями можно познакомить детей в ходе режимных моментов, в рамках проведения тематической недели, во время экскурсий по городу, на природу, различными наблюдениями за трудом взрослых, в которых ребенок начинает замечать, как труд сближает и объединяет людей. Знакомство с народными умельцами, народными промыслами вызывает у детей гордость за родной край. Во время знакомства с историческими местами города Арзамаса, необходимо подчеркнуть, что из других городов и сел приезжают посмотреть музеи, исторические памятники и другие достопримечательности нашего города.

- Использование произведений фольклора, таких как сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, способствуют развитию у детей нравственно-ценностных представлений о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, так как, именно они, вмещают в себя ценности русского языка.

Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, так как художественные произведения раскрывают перед дошкольниками внутренний мир героев, их характеры. Это учит их сопереживать не только героям произведений, но и замечать настроение близких и друзей. А так же художественное слово учит ребенка эстетическому восприятию окружающего. На формирование навыков социального поведения оказывает влияние и театрализованная деятельность, так как каждое литературное произведение является носителем определенных нравственных ценностей (дружба, доброта, честность, смелость, поэтому дети во время драматизации не только познают мир, но и выражают свое отношение к добру и злу, приобщаясь к фольклору и национальной культуре.

- Народные праздники и традиции непосредственно связаны с трудовой и общественной жизни человека, во всем их многообразии. Во время прогулок мы знакомим детей с народными обычаями, которые помогают детям освоить элементарные правила поведения в природе, элементами экологической культуры. Формируя понятия о временах года, погодных изменениях, поведении птиц, насекомых, растений, мы воспитываем гуманное отношение к природе, которое проявляется в добром, отзывчивом, заботливом к ней отношении. Данные наблюдения формируют понимание того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

- Ознакомление детей с народной декоративной росписью (дымковская, филимоновская, гжель и др.) увлечение их национальным изобразительным искусством развивает эстетическое восприятие, Например знакомство с ремеслом дымковской игрушки, выделение характерных особенностей элементов узора позволяет закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек, которые передают быт и жизненный уклад многих поколений.

Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, играет огромную роль в развитии и воспитании. В игре ребенок не только развивается, но и познает очень важный этап человеческой культуры - взаимоотношения между сверстниками и взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения. У них вырабатываются нравственные качества и чувства. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

В своей работе мы используем различные дидактические и хороводные игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный ", "Промыслы родного края, "Национальные жилища народов России", "Что это и откуда". Народные хороводные и подвижные игры: русские, чувашские, татарские, и др. Проводим с детьми беседы: "Народные промыслы Арзамаса", "Мы живем в красивом городе, богатом достопримечательностями", Рассматривание наборов открыток «Город Арзамас»;

Воспитание уважения и любви к своей Родине, доброжелательного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителя мы начинаем с отношения к семье, близким. Семья (мама, отец, бабушка, дедушка) - это корни, которые связывают его с родным домом, с улицей, где он родился и где живут друзья. Любовь к своей малой родине переходит в любовь к государству, его истории, его прошлому и настоящему. В своей работе мы использовали:

цикл тематических занятий: «Моя семья», «Дом, в котором мы живем», «Мои друзья»;

– защита детских проектов «Древо моей семьи»;

развлечения с детьми: «Русские народные игры», «Игры разных народов»;

консультации для родителей: «Диалог с ребёнком» (деловая игра, «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;

– конкурс народных игр (педагоги – дети – родители).

- мастер- класс «Дымковская игрушка»(педагоги, родители)

Для создания, интереса к культуре родной страны и народов других национальностей мы проводили – развлечение «Сказки разных народов»; «Народные игры».

Родители принимают активное участие в воспитании детей, и жизни детского сада. Участвуют в собраниях, совместных праздниках, тематических выставках, мастер-классах, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, родители своим примером воспитывают в детях толерантность. Например: Мастер- класс на тему «Дымковская игрушка». Цель: Создание необходимых условий для доброжелательных взаимоотношений между родителями и детьми в процессе совместной деятельности - роспись народной игрушки. В ходе мероприятия дети шепотом рассказывали о последовательности, элементах росписи, ярких красках, учили своих мам промывать кисточку, набирать на нее краску, пользоваться тычком. В результате получились уникальные, праздничные игрушки, которые можно подарить друзьям.

Наши дети дружные, уважают и трепетно относятся к сверстникам другой национальности. Я верю, что детские навыки общения воспитанники перенесут во взрослую жизнь.

Проведенная работа, позволила убедиться нам в правильности избранного пути, который ориентирует педагогов, родителей и детей детского сада на поликультурную компетентность.

Приобщение детей к социальным ценностям (как направление поликультурного образования) – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, в процессе которой осуществляется данное направление педагогической работы. Происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно-волевой сферах личности, в самой структуре деятельности детей, во взаимоотношениях друг с другом.

Приобщение детей к социальным ценностям (как направление поликультурного образования) – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, в процессе которой осуществляется данное направление педагогической работы. Происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно-волевой сферах личности, в самой структуре деятельности детей, во взаимоотношениях друг с другом.

Литература:

1. Балицкая И. В. Поликультурное образование. М., 2001 г.

2. Ежкова Н. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста:

Аксиологический аспект: Учеб. -метод. Пособие / Н. С. Ежкова, М. В. Филатова. – Тула: Изд-во Тул. Гос. Ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.-101с.

3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников.»- М. :Академия. -1999.

4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.

5. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. - №2.

THE INFLUENCE OF THE MULTICULTURAL SPACE OF THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF CHILDREN.

N. I. Bakulina

Abstract : in the article the problem of development of children in a multicultural environment DOE.

Keywords : multicultural education, tolerance, multicultural identity, national culture and traditions.

Публикации по теме:

Формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации «№273 – ФЗ, в которой говорится.

Доклад. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,.

Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности Доклад на педагогический совет Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего.

Формирование коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития Участники проекта: Дети. Родители. Воспитатель. Сроки реализации проекта: Январь –март. Цель проекта:создать условия для формирования.

Консультация для родителей «Влияние сказки на формирование личности ребёнка» Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом.

Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности Главное в человеке - это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны,.

Родительское собрание. Мастер-класс «Развитие творческих способностей у детей и формирование творческой личности».Родительское собрание. Мастер-класс «Развитие творческих способностей у детей и формирование творческой личности». Родительское собрание. Мастер-класс «Развитие творческих способностей у детей и формирование творческой личности». Цель мастер-класса: повысить.

Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка Влияние детско – родительских отношений на развитие личности ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенкаВлияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка Кантеева Р. А. Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка. «Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей.
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 08:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД