МААМ-картинки

Влияние предметно-пространственной развивающей среды на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Татьяна Мусихина
Влияние предметно-пространственной развивающей среды на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств

Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания

Б. Прейер

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В частности, возраст от рождения до 5,5 лет является сензитивным (наиболее чувствительным) к приобретению знаний о цвете, форме, величине, свойствах и качествах материалах, размере и прочее. От уровня развития сенсорных эталонов ребенка в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей, уровень подготовленности ребенка к школе.

Публикация «Влияние предметно-пространственной развивающей среды на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность этого вопроса подтверждается тем, что в истории дошкольной педагогики на всех этапах ее развития проблема сенсорного развития занимала одно из центральных мест. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Видными представителями дошкольной педагогики (Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны методические рекомендации, дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей дошкольного возраста со свойствами и признаками предметов. Этим вопросом занимались отечественные педагоги и психологи (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Л. А. Венгер и др.) Так, исходя из вышеизложенного, я выбрала тему моей углубленной работы:

«Влияние предметно - пространственной развивающей среды на формирование сенсорных эталонов у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Цель:

Обогащение чувственного опыта ребенка и ознакомление

с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления на полисенсорной основе.

Где полисенсорность - использование одновременно двух и более органов чувств.

Задачи:

1. Создание обогащенной предметно-пространственной развивающей среды в группе.

2. Развивать и совершенствовать у детей младшего и

среднего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

3. Развивать осязательное восприятие, а именно: тактильные и кинестетические ощущения микро и макромоторику воспитанников.

^Способствовать решению задач сенсорного воспитания детей в соответствии с возрастом на полисенсорной основе.

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Выполнение поставленных задач основывается на следующей идее: сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования предметно- пространственной развивающей среды группы в целом.

Опираясь на эту идею, я постаралась обогатить каждый центр активности группы материалами, развивающими все виды восприятия и создать условия для решения задач сенсорного развития, а также речевого, психического, эмоционального, положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Оформление центров для детей младшего- среднего возраста стараюсь делать сюжетным для создания игровой.

Например: центр настольных игр, помимо прочих материалов, наполнен материалами для развития зрительного восприятия; пособиями для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации, играми для экспериментирования со светом, стеклом.

В музыкальном центре размещены пособия для развития слухового восприятия, слуховых анализаторов, слуховых ощущений, слухового внимания, музыкальные инструменты, аудизаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающие различные шумы.

Центр искусства дополнен пособиями для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мягкой моторики, играми и упражнениями типа «Разные поверхности», «Массажные мячики, бусинки», коллекции «Мир бумаги», «Мир ткани» и т. п.

Центр науки обогащен пособиями для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов «Коллекция кулинарных запахов», «Коллекция природных запахов», игры «Чем пахнут ремесла», Сухие духи» (высушенные лепестки цветов, листьев, семян в марлевых мешочках).

Центр кулинарии включает в себя пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов; игры «Сладкое - соленое», «Какой на вкус» и т. д.

В работе с детьми по развитию всех видов восприятия я выделила 3 этапа:

1. Диагностический;

на котором выясняется исходный уровень развития зрительного восприятия (способности различать и называть цвет, форму, величину и т. д.)

2. Обучающий;

на этом этапе стараюсь учитывать ведущий вид деятельности дошкольника (игра) и соблюдаю деятельный подход к восприятию окружающего мира. В этом мне помогает такая форма организации активной детской деятельности, как игры - экспериментирования с разными предметами. Например: игры со светом «пускаем солнечных зайчиков», «Подаем сигналы фонариками», «теневой театр».

Игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем различных цветов в различных пропорциях).

Игры со стеклом (зеркалом) «Мир в цветном стекле» (рассматривание окружающего мира через стекла разного цвета, игры с увеличительным стеклом).

3. Заключительный

на этом этапе в групповых центрах можно организовать разнообразные индивидуальные коллекции (типа «Гора самоцветов», где дошкольники тонко дифференцируют оттенки цвета, продолжают осваивать и закреплять слова, обозначающие цвет и их оттенки и прочие задания, где дети могут проявлять свои знания.

В работе с родителями я использую разнообразные формы : практикумы, консультации, информационные листы о сенсорных играх для повышения уровня компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Таким образом, благодаря углубленной работе по сенсорному воспитанию на полисенсорной основе осуществляется качественное освоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, обогащается чувственный опыт детей, развиваются все виды восприятия, стимулируется познавательная активность, позволяющая максимально познавать окружающий мир.

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «Сенсомоторное развитие ребенка»Консультация для родителей: «Сенсомоторное развитие ребенка» Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние предметно-пространственной развивающей среды на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 20:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД