Влияние проектной деятельности на развитие успешности детей дошкольного возраста

Елена Ермилова
Влияние проектной деятельности на развитие успешности детей дошкольного возраста

Влияние проектной деятельности в развитии успешности детей дошкольного возраста

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей и развития успешности. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

По мнению Л. С. Киселевой, технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития успешности дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение, на самореализацию (1, с. 158).

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

К задачам развития относятся: обеспечение психологического благополучия детей, развитие творческого воображения, развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие успешности ребенка.

По мнению Н. А. Виноградовой, цели проектной деятельности: проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей; способствуют умению наблюдать; способствуют умению слушать; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение; развивают внимание, речь, память (2, с. 198).

С помощью метода проектов осуществляется развитие ребенка дошкольного возрастав разных направлениях: развиваются личностные качества, эмоционально-образная сфера каждого ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

М. А. Захарова отмечает, что при использовании проектной деятельности с дошкольниками реализуются основные условия для создания ситуации успеха:

- сотрудничество педагога и дошкольников, основанное на любви к детям, принятие их как личностей;

- дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи воспитанникам при ее осуществлении;

- общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям;

- создание обогащенной предметно-развивающей среды в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в ДОУ, тем больше возможностей для развития успешности дошкольников (3, с. 124).

Стоит отметить, что при реализации проектной деятельности с дошкольниками с целью развития его успешности важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Начинают осуществлять проект сразу после выбора темы, «пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативны, у них не оформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении» (4, с. 200).

Также необходимо создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно-справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, CD-диски, приборы, игрушки, вспомогательные материалы). Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.

Перед выполнением проекта педагог четко планирует ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта, планирует предварительную и подготовительную работу (система простых заданий на поиск аналогий и ассоциаций и другие упражнения).

Особое место занимает в данной деятельности профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок - любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению, постепенно делегировать ребенку право принятия решений (4, с. 63).

Для развития успешности дошкольников в проектной деятельности необходимо всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» - «неправильно». Важно - обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее (обычно критического отношения к собственной мысли не хватает, поэтому необходимость сомневаться в собственной правоте следует постоянно подчеркивать).

Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя. При этом четко выстраивается стратегия руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка - подсказка, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, в успехах каждого).

Над проектом работают дети, педагоги и родители в сотрудничестве. Каждый этап важен для развития успешности дошкольника. Например, последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту обычно приглашают гостей, родителей, детей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее усиливают социальной значимостью проекта. Объясняют, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен.

По мнению Г. Ю. Мяксютовой, в результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию (5, с. 178).

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.

Привлечение родителей в проектную деятельностьимеет большую ценность:

- они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста (6, с. 44).

Форму защиты проекта обычно делают яркой, интересной и продумывают так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Работа над проектом имеет большое значение для развития успешности и интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, делает ребенка уверенным в себе, развивает успешность.

В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В проектной деятельности они учатся не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования (7, с. 178).

Таким образом, метод проектов способствует развитию успешности дошкольников, так как всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений, он потенциально создает ситуацию успеха.

Список источников и литературы

1. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практ. работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2010. – 245 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2014. - 208 с.

3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2015. – 64 с.

4. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 799-80

5. Виноградова, Я. А.Методическая работа в ДОУ:эффективные формы и методы: метод, пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Родионова. - М.: Айрис-пресс, 2013. – 245 с.

6. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2015. – 321 с.

7. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера. 2016. – 64 с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Влияние исследовательской деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Влияние проектной деятельности на развитие успешности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 марта 2020 в 20:45
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки