Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи детей дошкольного возраста

Екатерина Калачёва
Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи детей дошкольного возраста

Актуальность.

Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, не правильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для ребят нашего сада. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время с увеличением числа детей с нарушениями речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, проблему развития мелкой моторики рук следует считать актуальной и востребованной.

Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии.

Способ достижения цели: развитие мелкой моторики рук через создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Задачи проекта:

Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного

средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).

Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.

Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.

Поддержка творческой инициативы дошкольников.

Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.

Методы и приемы:

-игровой

-словесный

наглядный

-практический

Научные принципы:

-комплексный подход

-системность и последовательность

-сотрудничество воспитателя и родителей

Этапы и сроки проведения:

1) Организационно – подготовительный (сентябрь 2017 год)

2) Основной (октябрь – апрель 2017 – 2018 год)

3) заключительный (май 2018 год)

Этапы введения пластилинографии, как средства развития мелкой моторики:

-Знакомство с техникой пластилинография.

Рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике

-Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии (реализация плана работы кружка «О’чумелые ручки»)

-Самостоятельная творческая деятельность детей (+ развивающие игры)

-Отслеживание результатов, рефлексия (организация выставки)

Результативность

В ходе реализации проекта дети:

-освоили различные технологические приёмы и способы работы с пластилином

-развили свои мелкомоторные функции

-проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ

-формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Вывод

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве.

И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Пластилинография активизирует моторику рук, улучшает подвижность пальцев, развивает их силу и гибкость.

Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводится систематически воспитателями и родителями. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности.

Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста " Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего возраста". У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи у детей дошкольного возраста Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно,.

Книга из фетра для речевого развития и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Это необычные игрушки, которые развивают память, воображение, умение комбинировать и систематизировать. Игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2019 в 02:47
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Рисование натюрморта «Букет цветов»
Цель: научить рисовать по образцу, правильно подбирая цвета, оттенки, акцентировать внимание расположения композиции на листе. Задачи: Учить детей...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...