наталья вэлло
Влияние рисования и лепки на развитие мелкой моторики и сенсорное развитие малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние рисования и лепки на развитие мелкой моторики и сенсорное
развитие малышей.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки - ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Публикация «Влияние рисования и лепки на развитие мелкой моторики и сенсорное развитие малышей» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.
Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия мы используем различные пальчиковые игры, мозаики, игры-шнуровки, игры-вкладыши, различные пирамидки а так-же рисование и лепку.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Дети не только видят то, что создали, но и трогают, берут в руки и по мере необходимости изменяют форму. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, закрепляет цвета, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Дополняя готовую модель бусинками, семенами, ниточками и т. д. так-же развивается мелкая моторика о воображение ребенка.
Как указывают многие учёные (Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина, Н. П. Сакулина, рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно–двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Н. И. Докучаева пишет, что основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством сенсорного развития. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно–образного мышления, а также развитию мелкой моторике.