МААМ-картинки

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет

Елена Ульченко
Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Публикация «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность. Работая с детьми, мы знаем, что с трудом дается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы, одним словом, а иногда и просто движением головы. Нелегко вызвать у детей фразовую речь. Для выражения своих мыслей малыши используют в основном существительные и глаголы, мало используют прилагательные, наречия, не всегда используют предлоги, местоимения.

Часто на занятиях по развитию речи возникает одна и та же проблема – говорит в основном воспитатель, мало говорят дети, т. е отмечается низкая речевая активность. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, происходит оскуднение русского языка, исчезает его красота, образность.

Цель:

1. Объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

2. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

2. Повысить у детей интерес к устному народному творчеству, обогатить устную речь, развивать фантазию и воображение.

3. У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата для полноценного развития ребенка, расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые жанры фольклора (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками, взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

В своей работе использую разные методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

1. Заучивание потешек, прибауток.

2. Использование пословиц, загадок, поговорок.

3. Чтение художественной литературы.

4. Использование русских народных песен и танцев.

5. Использование русских народных костюмов в праздниках.

6. Применение игрушек и изделий народных промыслов.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю.

ПОТЕШКИ

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

***

«Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.»

***

«У котика в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели.

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

«Ротозей, ты, ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо есть ее скорей!»

***

«Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.»

***

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки - на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят-поспят, всему миру спать велят.»

Заключение

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Публикации по теме:

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись»Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись» По мотивам русского народного творчества "Гжельская роспись". Рассказывая детям о русских народных промыслах и творчестве, мы заметили что.

Детские работы по мотивам русского народного творчестваДетские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет
Опубликовано: 15 марта 2020 в 19:51
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД