Бартенева Елена
Влияние семейного воспитания на психическое здоровье ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно». (А. Н. Острогорский)
Семья играет огромную роль в становлении личности и психическом развитии ребенка. Малыш познает окружающий мир, усваивает отношение к миру, говорит и думает так, как его научили в семье, через общение с мамой, папой, братьями и сестрами. Ребенок растет, развивается и бессознательно несет некоторые черты своей семьи, манеру поведения, особенности речи, черты характера. Все это, в совокупности, и определяет дальнейший стиль жизни малыша. Уникальное соединение черт, поступков и навыков создают маршрут движения ребенка к его жизненным целям.
Публикация «Влияние семейного воспитания на психическое здоровье ребенка» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это важный период психического развития, психических новообразований, становление основных черт личности ребенка. На данном возрастном этапе происходит формирование тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Психика ребенка приобретает некоторые свойства, которые определяют характер поведения, отношение к окружающим, а так же особенности, которые формируют личность, представляя его будущее, например, самооценка.
Дошкольное детство характеризуется тем, что ребенок приобретает и общие для всей черты личности, и свои индивидуальные особенности, позволяющие определять его индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие быть неповторимой личностью с собственными стремлениями, способностями и интересами.
Существует ряд факторов, влияющих на стиль семейного воспитания :
• особенности личности родителей и форм их поведения;
• психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования;
• эмоционально-нравственная атмосфера в семье;
• диапазон средств воспитания;
• степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;
• уровень актуальных потребностей и степень их удовлетворения.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Это и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и целенаправленное применение методов и приемов, приемлемых в воспитательном процессе ребенка.
Выделяют 4 типа воспитания в семье :
• Диктат.
• Опека.
• «Невмешательство».
• Сотрудничество.
Диктат, как тип воспитания проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители могут предъявлять требования к своему ребенку, в зависимости от целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически-нравственные оправданные решения. Однако, те из которых предпочитают воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими мерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости/агрессии, а иногда откровенной ненавистью.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, слепо удовлетворяют все потребности ребенка, тем самым, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя, лишая ребенка самостоятельности.
Формирование активной личности ребенка отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей и ограждение его от трудностей. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе.
Тактика - «невмешательство» - строится на признании возможности и целесообразности независимого существования взрослых от детей. В основе этой тактике лежит пассивная воспитательная функция со стороны родителей.
Сотрудничество – опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Опираясь на основы психологии, мы с уверенностью можем сказать, что задача ДОУ – не только целенаправленное формирование личности дошкольника, но и работа с его родителями. В первую очередь, именно сотрудники ДОУ могут первыми увидеть «погрешности» родительского отношения к своему малышу. И иногда, работа с родителями способна сделать больше в становлении личности дошкольника, чем работа с самим ребенком. И здесь необходимо целенаправленно планировать сотрудничество ДОУ и семьи.
Прежде всего, родителям необходимо объяснить, что их «владение собой» - это источник эмоций (хороших или отрицательных) для малыша. Поддерживать психологический контакт с ребенком необходимо каждую минуту, проведенную рядом: с пониманием и заинтересованностью относиться к тому, что происходит в жизни ребенка, пусть это даже самые пустяковые и наивные проблемы или желания, любить своего ребенка, таким, какой он есть.
Важная задача ДОУ: познакомить с индивидуальными особенностями ребенка (темперамент, характер, возрастные особенности развития). Эта работа должна идти в разных направлениях – тут используются и наглядные материалы (буклеты, информация в родительских уголках и на сайте ДОУ, и индивидуальные и групповые консультации, и личные беседы, и организацию открытых мероприятий.
Каждый родитель слышал о важности личного примера для ребенка, но не всегда взрослые способны самостоятельно адекватно оценить свое влияние на своего малыша. Пожалуй, это самая деликатная тема для воспитателей и специалистов ДОУ. Нельзя просто высказать родителям об их недостатках (во внешности или поведении, но всегда можно помочь проявить лучшие качества, которые будут примером для подражания у ребенка. Привлечение семьи к организации совместных мероприятий, организация совместных с ребенком игр, оформление выставок работ, которые дети могут приготовить вместе с домочадцами, проведение совместных трудовых поручений – всё это поможет не только укрепить семейные связи, но и даст возможность гордиться своей семьей.
Конечно же, актуальной темой для семьи будет обсуждение создания условий для осознания собственной защищенности, безопасности ребенка дома. Беседы и консультации с родителями помогут организовать дома комфортную и доступную для всей семьи среду: подбор игр и игрушек, библиотека дошкольника, материалы для творчества и развития, т. д.
Таким образом, выделяется главное условие становления психологического здоровья ребенка – это условие положительного влияния семейного воспитания ребенка на психологическое здоровье детей. Психологическая поддержка ребенка в семье – это педагогический прием, влияющий на эмоциональную сферу ребенка, позволяющий закрепить положительные переживания и состояния. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка. От этого зависит формирование его отношения к себе, к своей семье и к окружающим людям, его физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуального развитие. Ведь «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Список литературы:
1. Андреева Т. В. Семейная психология. -СПб., 2004.-244с.
2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опытародителей// Дошкольное воспитание. -2002.
3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М. :,2000-157с.
4. Зритнева Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение. -М. :, 2006-248с.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М. :,2000-232с.