Анна Гоппе
Влияние сказки на психическое развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Не для кого не секрет, что дети очень любят сказки. Но как же выбрать очередную книгу сказок для своего ребенка? Как подобрать сказку, соответствующую уровню развития ребенка? Могут ли волшебные сказки испугать малыша? Многие родители задаются этими вопросами.
Попробуем ответить на них.
Публикация «Влияние сказки на психическое развитие ребенка» размещена в разделах
Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.
Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может вспомнить и подумать о том, что он ощущал, видел, делал. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных (бытовые сказки, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока тяжело доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, и в этом взрослым может помочь сказка, которая не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться и постепенно усиливается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может представить отдельный образ, действия с ним, пофантазировать. Но следует помнить, что именно это интеллектуальное развитие ребенка, его фантазии, может стать причиной возникновения страхов, которые связаны с персонажами волшебных сказок.
При чтении сказок родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.
Знакомство с волшебными сказками следует начать с чтения произведений, имеющих простой сюжет, в котором события развиваются последовательно и в конце наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, и ни в коем случае не пугать его.
Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, тогда родители и ребенок смогут внести собственные изменения по ходу действия, пофантазировать, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности, свои страхи.
Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных проблем в семье.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых способен завладеть вниманием ребенка, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. Такие произведения должны задевать все стороны личности ребенка : мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок активно ищет в сказке решение своих проблем. Теперь он может уноситься в своих фантазиях в желаемую реальность.
Очень важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Совместное чтение или придумывание сказок позволяет родителям и детям еще больше сблизиться и проявить эти чувства.