Елена Федорова
Влияние сказок на развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.
Задачи:
- Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования.
- Развитие монологической и диалогической речи.
Публикация «Влияние сказок на развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие памяти, воображения. Закрепление умения запомнить и правильно воспроизвести последовательность событий в произведении.
Оборудование:
Набор иллюстраций, набор геометрических фигур из картона, набор золотых монет из картона, волшебная коробочка с сюрпризом, костюм Буратино.
Предварительная работа: Чтение сказки «Лиса и Журавль».
Ход занятия:
Звучит музыка.
Воспитатель: Дети, на адрес детского сада пришла посылка и телеграмма от Буратино, в которой он сообщил, что направлялся к нам с вот этой замечательной волшебной коробочкой, в которой находится сюрприз для нас, а по пути Лиса Алиса и Кот Базилио стащили у него золотой ключик, которым открывается эта коробочка. И если мы произнесем заклинание… Телеграмма оборвалась! Что же делать? Неужели Лиса и Кот добрались и до телеграммы? Давайте же быстрее произнесем заветные слова. Кто знает, какие слова произносил Буратино на поле чудес, когда сажал монеты?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте покружимся и произнесем: «Крекс, пекс, фекс». Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: А где же мы оказались? Наверное, мы перенеслись на поле чудес. Ой, ребята, какой-то листик! Да, это же продолжение телеграммы: «Найдите на поле чудес золотые монеты, каждая из монет несет свое задание, выполнив которые мы получим золотой ключик и откроем заветную коробочку». Ребята, а сколько монет было у Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, оглянитесь, нет ли тут где золотых. Нет. Еще раз произносим «Крекс…». Да вот же золотой! А сейчас, дети, нам нужно ответить на загадки, о каких сказках и сказочных героях в них идет речь, а потом проверить правильность ответов в соответствии с приготовленными картинками:
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили? (Гуси - лебеди и баба - Яга)
Серый, рыбки я немало,-
Говорит лиса,- поймала.
-Научу тебя я, волк,
Слушай и бери ты в толк,
Способ этот очень прост:
Нужно сунуть в прорубь хвост (Лисичка-сестричка и волк)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупке ореха та девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила. (Дюймовочка)
Хрю-хрю-хрю — каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)
Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)
Воспитатель: Эту сказку «Лиса и журавль» мы с вами, ребята, прочитали. И я хочу проверить, внимательно ли вы ее слушали. Давайте же произнесем наше заклинание: «Крекс…»… Ребята, а вот и следующий золотой. И нам предлагается ответить правильно на вопросы викторины.
Что сделала лиса после того, как они подружились с журавлем?
Захотела съесть его
Пригласила его пожить у неё
Решила угостить его
Выгнала его из дома
Что наварила Лиса Журавлю?
Суп
Компот
Манная каша
Кисель
Во что положила лиса кашу?
В миску
В чашку
В тарелку
В кастрюлю
Понравилось ли каша Журавлю?
Да, он её хвалил
Нет, он её даже не попробовал
Да, но мало досталось
Нет, она была пересолена
Чем в ответ угощал журавль лису?
Окрошкой
Кашей
Борщом
Компотом
Куда журавль положил своё угощенье?
В кастрюлю
В ведро
В кувшин
В кружку
Почему лисе не удалось попробовать угощение?
Журавль быстро съел всё сам
Лисья голова не пролезала
Лиса была сыта
У журавля было много других гостей
"Взяла лису досада. Думала, что наестся. "
На три дня
На пять дней
На целую неделю
На месяц вперёд
Какая пословица здесь уместна?
Как волка не корми, он всё в лес глядит
Как аукнется, так и откликнется
Бережёного Бог бережёт
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Как лиса и журавль стали потом относиться друг к другу?
Они продолжали дружить
Они раздружились
Они стали ходить друг к другу каждый день
Лиса обиделась, а журавль нет
Воспитатель: Дети, еще раз произносим «Крекс…». Воспитатель с детьми находят третью монету.
Воспитатель: А теперь, дети, ответьте, как вы понимаете смысл пословиц, поговорок и новых слов:
«Нашла коса на камень». Дети: не могут договориться, уступить.
«Несолоно хлебавши». Дети: ни с чем, голодный.
«Как аукнется, так и откликнется»? Дети: как ты относишься к людям, так и они к тебе.
«Званый пир». Дети: обед в гостях.
«Стряпала». Дети: варила, готовила.
«Не обессудь». Дети: не вини, не суди.
«Потчевать». Дети: угощать.
«Досада». Дети: обида.
Воспитатель: Дети, вы молодцы! А чтобы найти четвертую монету, давайте еще раз произнесем «Крекс…». Воспитатель с детьми находят четвертую монету.
Воспитатель: А теперь, дети, давайте поиграем в игру «Скажи по-другому».
Позвала Лиса Журавля в гости. Дети: пригласила.
Наварила Лиса вкусной манной каши. Дети: приготовила.
Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Дети: варила.
Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Дети: кормить.
На другой день является Лиса к Журавлю. Дети: приходит.
Журавль сделал окрошку. Дети: наготовил.
С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь. Дети: закончилась.
Дети находят пятую монету, и воспитатель предлагает им правильно расставить картинки по сказке «Лиса и журавль» и придумать названия к каждой картинке.
1. Лиса приглашает Журавля.
2. В гостях у Лисы.
3. Журавль приглашает Лису.
4. В гостях у Журавля.
5. Дружба врозь.
Воспитатель: Дети, вы молодцы! Все задания вы выполнили правильно. Теперь должно же что-то произойти!
Под музыку выбегает Буратино и приносит золотой ключик. Открывается коробочка с сюрпризом, в которой находятся геометрические фигуры. Из них складываются фигуры лисы и журавля.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что же им понравилось больше всего. Дети отвечают.