МААМ-картинки

Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей

Ираида Белова
Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей

Тема: «Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей».

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть в сказку, и это приносит им радость. Взрослые, говоря о «сказочном мире детства», ошибочно полагают, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе и радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и, зачастую, мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что всё закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло – будет наказано. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы, звери и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она ТЕАТР!

Публикация «Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей» размещена в разделах

Погружаясь в сказку дети испытывают радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Часто дети, вживаясь в образ героя, испытывают такие эмоции, которые раньше были им незнакомы. Возможно, они наблюдали их со стороны, но самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в той или иной ситуации им нелегко. Вот здесь и придет на помощь театрализованная сказка.

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Во многих семьях книги ушли на 2 план, их место заняли видеокассеты, диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется родителями; компьютерные игры. У детей появляются новые герои, часто не отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. Почему мультфильмы про Чебурашку имели и имеют грандиозный успех в Японии? Иностранцы понимают: такого мастерства и душевного вложения в создании фильма, как в России, нигде в мире нет. Этот «зверёныш» обаятельный, беззащитный— и в этом секрет его успеха. Рядом с ним ребенок сам чувствует себя сильным. Необходимо начинать развивать интерес к театрализованным играм, обогащать знания о театре.

Наши дети знакомы со многими русскими народными сказками. Я отбираю для чтения тексты, имеющие воспитательную ценность, художественную выразительность языка. Предоставляю возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, оценивать поступки героев произведения. При рассматривании иллюстраций уделяю внимание анализу эмоциональных состояний персонажей (“Что с ним?”, “Почему он плачет?”, “Почему рассердился Крокодил?”)

Когда мои воспитанники пришли в наше учреждение, я сразу столкнулись с тем, что они не умели общаться друг с другом, часто ссорились, не уступали игрушки. В процессе общения между собой некоторые дети обнаружили повышенную возбудимость, другие дети – вялость, апатию. Были дети чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо обидчивости, требующие внимания только к ним.

Поэтому, учитывая особенности детей, включала в работу игры и этюды, воспитывающие сочувствие, ласку и доброту, нежность. Например, игра «Спи, Танюшка». Цели и задачи: воспитание нежности и ласковости, развитие воображения и выразительности движений. Дети поют колыбельную песню по две строчки, сидя на стульчиках и передают куклу – малыша осторожно, «чтоб не разбудить» ребенку сидящему рядом. Во время исполнения песни ребенок с нежностью и любовью смотрит на куклу: «Баю-баю-баю! Куколку качаю, куколка устала, целый день играла. Положи, Танюшка, щечку на подушку, вытяни ты ножки, спи скорее, крошка».

В дошкольном возрасте недостаточно развиты эмоции, особенно детям трудно выражать эмоциональное состояние, чувства словами, поэтому они часто обижали друг друга, толкались. Передо мной стояла цель: научить общаться, понимать чувства своих товарищей. Работала над интонационной выразительностью речи: разные слова и слоги учились произносить с различной интонацией. Игра «Повтори фразу». Цель: развитие выразительности речи. Описание игры: воспитатель называет фразу ( например: «У меня есть зайчонок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью. Или произносить слоговые сочетания ( например: “Ля-ля-ля”, так же с интересом, с радостью и т. п.

Я учу детей говорить о своих чувствах, чтобы они меньше действовали кулаками. Это один из основных приёмов, способствующих уменьшению агрессии. Например, два ребенка ведут диалог. Данил: «Ты забрал мою игрушку, а мне обидно…» Тимур: «Но ведь я тоже хочу играть этим самолетом!» Данил: «А давай играть вместе!» Данил: Давай». Дети стали более сдержанными, научились договариваться друг с другом, стало меньше конфликтов между ними.

Я стараемся у каждого ребенка найти что-то хорошее, необычное, что значительно поднимет его в глазах детского коллектива. Например, Иья пришел к нам скрытным, неразговорчивым, держался в сторонке и дети относились к нему как к малышу. В индивидуальной работе над интонационной выразительностью речи, стало понятно, что ребенку очень нравится театрализованные игры, этюды. Провела индивидуальную работу в семье. Мальчик настолько ярко стал проявлять себя в театрализованной деятельности, что отношение детей к нему значительно изменилось. Они приняли мальчика в свой коллектив как равного. Он научился с помощью выразительных движений, жестов, мимики показывать разное настроение: удовольствие, отвращение. Например, этюд «Кошка». В основе этюда – стихотворение Г. Сапгира «Кошка» :

- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу

- Стережешь ты мышку тут?

- Мяу

- Мяу, хочешь молочка?

- Мяу.

- А в товарищи – щенка?

- Фрр!

Чтобы детям было интереснее, использую игры, упражнения, связанные с познавательной деятельностью. Например, игра – драматизация стихотворения «Грибы» : «Я мухомор красный! Гриб опасный». (Грозит пальцем, шагает, заносчиво подняв голову). «А я – лисичка, рыжая косичка». (Пробегает на носочках). «Я – хрюшка, розовое ушко». (Кружится, показывает на ухо рукой, наклонив голову). «Я гриб – сморчок, бородатый старичок». (Идет, согнувшись, как будто опирается на палочку). «Ягриб – белый, ешь его смело”. (Выступает вперед, широко разводит руки в стороны, улыбается). Все дети вместе танцуют. Здесь идет работа над выразительными движениями и жестами.

Театрализованные игры помогают мне в решении программных задач: развитие речевого дыхания и голоса. Например, упражнение «Разговор овощей», где дети говорят о своих чувствах: один хвастается, а другой обижается. Ребенок произносит слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обижено). Красный и красивый Помидор хвастается перед Огурцом: «Па- пу, пы-по!». Огурец обижается: «Пы-бы, по-бо».

С помощью мимики учу детей выражать эмоциональное состояние. А развитие эмоционального мира детей способствует формированию межличностных отношений.

Учу образно перевоплощаться с помощью пластических этюдов. (Вот я какой дуб. А вот я — капуста).

Родители моих воспитанников – активные участники педагогического процесса. Они помогают в изготовлении различных видов театра, шьют костюмы для спектаклей, рисуют вместе с детьми иллюстрации к сказкам, по которым интереснее рассказывать сказки, чем по купленным в магазине книгам. Родители с удовольствием участвуют в совместных постановках спектаклей, в заседаниях родительского клуба «Театральная гостиная».

Подготовка спектакля способствует развитию памяти, формированию произвольного поведения, сплочению детского коллектива, улучшению детско-родительских отношений.

-Дети научились выражать эмоции с помощью мимики, жестов; речь стала более выразительная, а это способствует развитию коммуникативных качеств. При решении конфликтных ситуаций дети могут подобрать правильную интонацию, слова, говорят о своих чувствах, радуются успехам товарищей. Мои воспитанники стали более отзывчивыми. Овладели выразительными средствами: интонацией, мимикой, это помогает детям глубже осознать переживания сверстника. Формируется детский коллектив, а это говорит об эффективности использования театрализованных игр в формировании доброжелательных межличностных отношений между детьми.

Результаты работы по формированию доброжелательных отношений детей

Умение договариваться при распределении ролей: показатель на начало года составил 20 %, на конец 60%, положительная динамика составляет 40 %.

Умение выражать словами свои чувства: показатель на начало года составил 25 %, на конец 55%, положительная динамика составляет 30 %.

Список используемой литературы:

1. И. П. Кошманская. Театр в детском саду. Ростов-на-Дону “Феникс” 2004.

2. Е. А. Пожиленко. КАРО Санкт-Петербург 2004.

Публикации по теме:

Формирование доброжелательных отношений к сверстнику в среднем и старшем дошкольном возрасте Формирование доброжелательных отношений к сверстнику в среднем и старшем дошкольном возрасте Неумение видеть и воспринимать сверстника (.

Гармонизация межличностных отношений в педагогическом коллективе ВВЕДЕНИЕ «Мы, взрослые, не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение – вот кто всем управляет. Считаться.

Картотека доброжелательных отношений для детей старшего дошкольного возраста Игровое упражнение «Солнечный зайчик» Воспитатель: Мы все любим солнышко. Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Конспект занятия по формированию межличностных отношений в средней группе «Я и мои друзья» Ирина ЖбановаКонспект занятия в средней группе "Я и мои друзья" Цель:формирование правильных межличностных отношений (умение дружить, беречь.

Особенности межличностных отношений у дошкольников Т. А. Репина провела исследования, которые доказали, что группа в дошкольном учреждении не является аморфным объединением, в которым отношения.

Проект «Влияние театрализованной деятельности на творческое развитие детей 3–4 лет»Проект «Влияние театрализованной деятельности на творческое развитие детей 3–4 лет» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» Вид проекта: групповой, ролево-игровой,.

Развитие межличностных отношений у детей шестого года жизни На разных возрастных этапах действуют общие закономерности становления и развития межличностных отношений, несмотря на то, что их проявления.

Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми Развитие доброжелательных отношений между детьми является актуальным.

Влияние театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников 2 слайд «Детское творчество» является нормативным и постоянным спутником детского развития – Л. С. Выготский С самого раннего возраста ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 00:49
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД