Анна Беленко
Влияние типов семейного воспитания на формирование самооценки детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это социальное образование, социальный институт, в котором начинается развитие личности, происходит первая социализация.
Семья очень существенно влияет на формирование личности, на формирование установок, защитных механизмов и на мировоззрение человека. В качестве социального института, малой группы и системы взаимоотношений семья рассматривается исследователями.
Публикация «Влияние типов семейного воспитания на формирование самооценки детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период во время которого формируются основные личностные механизмы ребенка, развивается мотивационная, интеллектуальная сфера, формируются поведенческие навыки, а также формируется самосознание и самооценка.
Самооценка – это элемент самосознания, который базируется на эмоциональной оценке себя, как личности, собственных свойств личности, качеств, поступков, способностей, а также оказывает большое влияние на поведение. Самооценка определяет качество взаимоотношений с человеком, отношение к окружающим, связана с уровнем притязаний, определяет продуктивность деятельности.
Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) – деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.
Как считает О. А. Карабанова [45] детско-родительские отношения могут быть определены следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи;
- намерения родителей;
- степень вовлеченности родителей и детей в детско-родительские отношения;
- характер взаимодействия с ребенком;
- способ решения проблем внутри семьи;
- социальный контроль;
- уровень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Первые представления ребенка о себе начинают складываться в дошкольном возрасте в процессе взаимоотношений с родителями. Именно родители – основные помощники ребенка в том, чтобы его самооценка, его Я-концепция была адекватной, не заниженной и не завышенной. Общаясь с окружающими, дошкольник начинает понимать существование самого себя в этом общении.
Таким образом, можно сделать вывод, что тип семейного воспитания представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок, которые выражаются в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно- психологическими, индивидуальными особенностями ребенка и характеризующиеся следующими параметрами: «принятие-отвержение»,
«кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник».
Гармоничное развитие личности ребенка зависит от того, какую воспитательную позицию занимают родители. Существуют различные классификации, характеризующие типы семейного воспитания, но все они сводятся к гармоничным, либо к конфликтным, к конструктивным, либо деструктивным. Соответственно типу преобладающих в семье отношений развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста : позитивная или негативная