МААМ-картинки

Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Ольга Косинова
Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интересно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей. Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, как в дошкольных, так и в средних школах, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

Публикация «Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Кроме того, общий уровень психологической культуры нашего общества крайне низок. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребёнка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей.

Воображение традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако, по мнению Р. С. Немова оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением.

Ценность воображения – в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в том – ограниченность воображения.

Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процесс деятельности.

Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлечёнными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход – представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.

Принято различать два вида воображения :

Воображение воссоздающее – развёртывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

Творческое воображение – предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает воссоздающее воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образа. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивание рассказов, сказок, просмотра видео и кинофильмов. В данном типе воображения ещё мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно-воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводятся то, что оказало на ребёнка эмоциональное впечатление. В целом же воображение детей дошкольников является ещё довольно слабым.

Процесс воображения включает в себя два этапа:

1) Порождение идеи;

2) Составление плана её реализации.

Процесс порождения идеи связан, прежде всего, с переструктурованием образов. В исследованиях О. М. Дьяченко было показано, что для развития воображения решающими факторами оказываются многоконтекстность использования слова и широта содержания таких факторов слово не имеет фиксированного содержания, а позволяет гибко манипулировать с ним.

Относительно процесса порождения плана реализации идеи можно полагать, что планирование связано, прежде всего, с планирующей функцией речи. Однако так же, как и речевые процессы включается в этап порождения идеи продукта воображения, образные процессы могут включаться в планирование целостного продукта.

По мнению В. Н. Дружинина в настоящее время существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.

2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Возраст 3-5 лет является наиболее сентезивным для развития творческих способностей. Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в это время, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребёнка. Можно предположить, что ребёнок не просто критикует самого себя за отклонением от норматива, а перестаёт видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения.

В дошкольном возрасте большинство детей характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности. Дошкольники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипностью, неоригинальностью.

Следует помнить том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребёнка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве связей, путём включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Формирование критичности мышления тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии.

Публикации по теме:

«Детский сад — это домик для ребят». Фотоотчет о буднях детского сада«Детский сад — это домик для ребят». Фотоотчет о буднях детского сада Добрый всем вечер, уважаемые коллеги! Вот уже год знакомлюсь с новыми людьми, их достижениями благодаря сайту, который стал самым любимым.

Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам. В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 14:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Косинова (УИ 41237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД