Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста

оксана кибкало
Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста

Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста

Темой моего доклада является «Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста».

Если ребёнок родился и рос

На родной стороне, среди русских берёз,

Слышал русские песни, колядки справлял,

С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережёт,

Только радость и счастье с собой принесёт.

Задача музыкально-образовательной деятельности – дать элементарные музыкально-теоретические сведения, способствовать проявлению музыкального вкуса.

Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребёнка. Ребёнок начинает проявлять своё отношение к людям, к тому, что его окружает. К концу старшего дошкольного возраста уже сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребёнка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже усвоенных приёмов работы к новому содержанию, нахождение новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами.

Для развития у детей творческих способностей, эстетического вкуса я использую произведения музыкального и устного фольклора, которые в интересной форме передают детям народную мудрость, накопленную многими поколениями, и приобщают к прекрасному. Народное искусство, и особенно народная музыка, вызывает у детей большой интерес, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие, без которых невозможны творческие проявления.

Знакомство с музыкальным фольклором, с датами народного календаря, с укладом жизни, обычаями русского народа я провожу на музыкальных занятиях, досугах. «Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью народного творчества. Это русские народные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки. Но огромный пласт русского фольклора остаётся не тронутым! Бытовые песни и причеты, заклички и приговорки, дразнилки, поддёвы и остроты, русские народные игры и календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией. Вот тут нам и поможет проведение так называемых, нетрадиционных обрядовых праздников. Например, от «Семёного дня, до Кузьминок», «Настасьюшкина свадьба», «Вербное воскресенье».

Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала. Усилиями пед. коллектива и родителей в нашем саду появился музей-изба. Мы, с детьми часто посещаем музей, созданный в нашем дошкольном учреждении, где обстановка, предметы быта, утварь помогают понять детям, что они часть великого русского народа, пробуждают душу, воспитывают чувство красоты, любознательность и создают благоприятные условия для творческих проявлений детей.Каких экспонатов там только нет: самотканые коврики и дорожки, старинный сундук, ухваты, кочерга, медный самовар. Одним из украшений нашего музея является старинная печь, которую мы сделали мобильной, прикрутив к низу колёсики. Эта печь, на которой, например, выезжает Емеля или Колобок, становится украшением любого праздника. Неотъемлемыми атрибутами на праздниках являются и другие экспонаты нашего музея – глиняная посуда, сундуки. Невесты «прядут» приданое за настоящей прялкой. А что за коробейник без коробов с различным товаром. Украшают короба орнаментальные узоры, характерные для разных районов нашей Саратовской области. Ну, и конечно же, какое чаепитие без большого медного самовара, вокруг которого так приятно собраться всей семье. Украсили наш музей и куклы – обереги. Интересна история их появления в нашем музее. Один из таких оберегов попал к нам из Петровского района Саратовской области. Этот экспонат заинтересовал многих родителей и на одном из родительских собраний был проведён мастер класс по их изготовлению. Лучшие работы и украшают наш музей.

Главной целью этой работы является воспитание ребёнка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Используя средства народной педагогики и близкие образы народной культуры, у детей формируется миропонимание и целостное её восприятие, развивается эмоциональная сфера и сенсорные способности ребёнка, музыкальный слух, творческая деятельность.

Мы начинаем знакомить детей с фольклором со II группы раннего возраста (колыбельные, потешки и т. д.) Но осознанно фольклор дети начинают воспринимать со старшей группы (лирические песни, заклички и т. д.). В подготовительной группе дети знакомятся уже с народным календарём, народными обычаями и обрядами, бытом, укладом жизни, жанрами литературного фольклора. На праздниках обязательно присутствуют элементы народного театра, народная хореография, музыкально-фольклорные игры и игра на шумовых народных музыкальных инструментах.

В подготовительной группе у детей углубляются сведения о народном календаре. Например, осень – это и время сбора урожая, и капустных вечёрок, свадеб, ярмарок. Подробно ведётся разговор о каждом обряде, а уж особенно о свадьбе, еёэтапах: сватовство, девичник, свадебный поезд жениха, благословение, свадебный пир.

Так, в ноябре, я провожу праздник «От Семёного дня – до Кузьминок», где собраны все самые яркие осенние обряды, от похорон мух и комаров (Семёнов день, свадьбы, ярмарки, до курячьего праздника (праздник Кузьмы и Демьяна). Яркие элементы праздника фрагмент свадебного обряда и ярмарка. Всё это смотрится на одном дыхании, т. к. все обряды объединены единым сюжетом и героями, например, Марья Искусница. По такому же принципу я строю и итоговое занятие-праздник, посвящённое весенним обрядам, хотя доминантным всё-таки является Вербное воскресенье.

Наиболее любимым у ребят остаётся игровое - театральное мероприятие «Масленица».

В работе с детьми старшего дошкольного возраста серьёзное внимание уделяется детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (светлый, «полётный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция).

Специфика народно-песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни, приобретения умения импровизации на народных шумовых музыкальных инструментах. Сейчас приобретает всё большую актуальность исполнение фольклорных песен в современной обработке. Я обрабатываю песни сама. Так во время свадебного обряда мы исполняем свадебную песню «Виноград» в стиле «диско».

Игра на народных шумовых музыкальных инструментах – интересный и увлекательный вид деятельности для детей. Конечно же игра на народных шумовых музыкальных инструментах будет украшение любого фольклорного праздника. Ребята могут выступить с сольным номером. А так же аккомпанировать песням. Игра на инструментах может сопровождать игры, пляски, хороводы. Для этого очень удобны поясные и наручные бубенцы. На мой взгляд, педагоги необоснованно мало уделяют внимания этому виду деятельности, недооценивая возможности народных шумовых инструментов в формировании у ребёнка музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развития мелкой моторики пальцев, совершенствования дыхания. Кроме того, ребёнок включается в общее действо, что особенно важно для детей. Немаловажным фактором является и то, что русские народные шумовые инструменты сами по себе являются произведениями искусства – это и расписанные под палех ложки, и сделанный из бересты шаркунок, и дымковские свистульки. А чего стоят разнообразные бубенцы и трещотки.

На праздникахне последнее место отводится и непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песенных образцов и игры на народных музыкальных инструментах развивает активное восприятие музыки, формирует эмоциональную отзывчивость и способствует накоплению фольклорного багажа.

Частью народной культуры является и фольклорный театр, действо которого чаще всего происходит в период календарных праздников. Фольклорный театр проявляется в различных формах. Участие детей в театре – не случайное явление. В форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и всё это наделено глубоким смыслом.

Одной из любимых ролей является роль Мишки, которого водят по ярмарке цыгане. Здесь ребёнок должен одновременно сохранить и неуклюжую походку своего персонажа и смешно, с юмором выполнить команды своих хозяев (показать, как ребята горох воруют, как девицы белятся, да румянятся, как идут на работу и с работы). Одной из сложных для исполнения сцен является сцена сватовства. Дружка и Подружка невесты должны обладать ярким темпераментом, удалью и артистизмом. Не меньшим артистизмом должна обладать и невеста, особенно в сцене прощания с родными и подружками.

Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды музыкальной деятельности детей,как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет свою специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей помимо поиска игровых и танцевальных движений создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных шумовых инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Проведение нетрадиционных обрядовых праздников помогает детям наиболее глубоко познакомиться с русским фольклором и как можно более ярче раскрыть свой творческий потенциал.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениям Рисование помогает малышам познать окружающий мир. Значение изобразительной деятельности для дошкольного возраста трудно переоценить: это.

Изготовление миниатюрной первомайской открытки с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего возрастаИзготовление миниатюрной первомайской открытки с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего возраста Душевно рада всем, кто заглянул ко мне на страничку! Спешу опубликовать запись, с надеждой, что завтра она сможет кому-нибудь из вас пригодиться,.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Сирень ветеранам» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Сирень ветеранам» с детьми старшего дошкольного возраста Вновь предлагаю вашему вниманию, друзья и гости моей странички, мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник: штамп.

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей»Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар - практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 2 В профессиональной деятельности педагогическим кадрам ДО рекомендуется использовать следующие технологии 1. Технологию развивающего обучения.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 3 Информационно-коммуникативные технологии Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные.

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольникамиВнедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.

Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Инновационность.

Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу Леонова О. А. учитель – логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Новосибирск, 2018г.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2018 в 11:58
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки