МАРИНА ПОРФИРЬЕВА
Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
«Уклад слагается, формируется и закрепляется,
прежде всего, и больше всего – в детстве».
И. А. Ильин
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.
Сегодня большинство родителей увлечены интеллектуализацией детей, что не способствует духовному развитию; в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения благополучия детей.
В нашей группе ведется работа по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры. В данной работе основной упор делается на программу Л. П. Гладких «Мир – прекрасное творение». Основой содержания программы является православная культура и календарь, в соответствии с которыми планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность.
Целью нашей работы является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Данное содержание позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности (непосредственно образовательная деятельность, игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная деятельность и т. д.).
В своей работе я использую разные методы и формы:
• чтение художественной литературы о добре, честности, милосердии, дружбе, любви (рассказы «Вместе тесно, а врозь скучно», «Зимовье зверей», сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.);
• наблюдения;
• просмотр мультипликационных фильмов («Крокодил Гена», «Кто сказал мяу», «Кот Леопольд», «Варежка» и др.);
• инсценирование сказок («Теремок», «Репка» и др.);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• экскурсии по городу, целевых прогулок;
• проведение дидактических и музыкальных игр («Собери колокол», «Угадай, о чем звенит колокольчик» и др.);
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации «Хорошие и плохие поступки», «Катание яиц», «Мирилки», «Поможем другу», «Цыплята и коршун» и т. п.);
• загадывание загадок;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• организация продуктивной деятельности (рисование «Наш праздник» «Моя любимая сказка», изготовление поделок «Ангел», «Пасхальное яйцо»);
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров (конкурс рисунков «Образ мамы», конкурс «Пасхальное яйцо») и т. д.
Воспитание духовной личности осуществляется совместными усилиями детского сада и семьи. Семья рассматривается как основа воспитания. Мы стараемся соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга. При взаимодействии с родителями я стараюсь использовать разнообразные формы работы с ними :
• анкетирование родителей;
• консультации (индивидуальные, групповые) на темы «Значение игрушки в жизни ребенка», «Приобщение детей к национальной культуре» и многое другое;
• традиционные и нетрадиционные формы родительского собрания - в форме КВНа, викторины, круглого стола, мастер-классы ( на темы: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Рождественские посиделки» и др.);
• наглядная информация в родительских уголках (папки-передвижки «Здоровейка», «Духовно-нравственное воспитание», информационные листы, памятки);
• дни открытых дверей «Играем вместе», «Уроки добра»;
• проведение совместных выставок, конкурсов;
• оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Моя родословная»;
• оформление уголков (эмоциональный уголок, уголок «Здравствуйте, я пришел!», копилка добрых дел, «Права ребенка», уголок православного воспитания, где представлены книги, православные календари и многое другое, создана и обогащается фонотека, библиотека по данному вопросу и др.);
• съемка видеофильмов «Жизнь нашей группы», «Один день в детском саду»;
• видеопрезентации «Милой мамочке», «Ко Дню защитника Отечества» и др. ;
• совместные экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• изготовление костюмов к праздникам;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории участка группы, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы, и др.);
• акции «Снежный десант», «Посади дерево»;
• неделя добра (родители совместно с детьми готовят подарки, представления для малышей, детей-инвалидов) и др.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.
Сегодня мы закладываем маленькое зернышко в душу ребенка, который прорастет в будущем. И каким оно вырастет, зависит от нас.