Получи документы

Статья «Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми»

Вита Ковалева
Статья «Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми»

Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации.

Как воспитать такую личность?

На эти вопросы, дает ответ личностно-ориентированная модель образования, продекларированная ФГОС ДО.

Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Публикация «Статья „Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми“» размещена в разделах

Для педагогов дошкольного образования, очень важно, что данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Так называемые три «П» :

1. «Понять»увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

В чем же преимущество личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого?

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ :

- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования ;

- формирует предпосылки личностной культуры;

- развивает индивидуальность каждого воспитанника.

При личностно - ориентированной модели образования меняется тактика общения с ребенком:

- позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;

- создаются и используются ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

- в зависимости от ситуации меняется стиль общения.

Происходят позитивные изменения в общении с родителями воспитанников:

- обеспечивается психологическая поддержка ребенку и психоэмоциональная поддержка родителей ;

- родителям дается реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития

- создаются условия для преемственности работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивается содержательная и организационная преемственность ;

Давно существует уникальный опыт В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, авторов программы «Сообщество», многих педагогов-новаторов, в основе которых лежит именно личностно-ориентированная модель взаимодействия с воспитанниками.

Результаты их педагогической деятельности поразительны! Они доказали, что только, следуя этой модели, возможно воспитание у ребенка таких черт, как благородство, патриотизм, доброта, долг, достоинство, интеллект.

Эти же качества лежат и в основе целевых ориентиров ФГОС ДО.

Что же нужно сделать, прежде всего?

Одним из важнейших условий для реализации личностно-ориентированной модели образования является личность самого педагога! С одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.

Самое главное, чтобы педагог

-УВАЖАЛ РЕБЕНКА

-ВЕРИЛ В РЕБЕНКА

-ЗНАЛ РЕБЕНКА

-ПОНИМАЛ РЕБЕНКА (

-БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные

-БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА

-ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования

Одним из основных условий реализации ЛОМ ДО является эффективная организация развивающей среды ДОУ.

Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях ДОУ развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им непосредственно образовательной деятельности.

Особое внимание уделяется подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность может изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в решении, стоящих перед детьми задач.

Это дает ряд преимуществ.

Прежде всего, детям предоставляется возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.

Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

Задачи, темы, содержание и виды деятельности должны планироваться и реализовываться исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Планирование воспитательно-образовательной работы может осуществляется педагогами вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.

Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.

Таким образом, при личностно-ориентированной модели образования воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, создаются условия для становления нравственной и успешной личности.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:

- Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;

- Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!".

- Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

- Тактика - диктат и опека.

- Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.

Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.

В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!"

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования ;

- формирование начал личности;

- развитие индивидуальности ребенка.

Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы развивающегося ребенка : его способностей, прав, перспектив.

Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретению им самого себя как неповторимой индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития.

В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология : переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Типы обучения

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми. Далее дает образец способов выполнения задания. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.

В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.

Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого - диалог равных партнеров (Т. А. Куликова).

Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями.

Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.

Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обучения.

Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».

Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.

Принимая во внимание эти обстоятельства, не стоит считать проблемное обучение единственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др.

Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого».

Публикации по теме:

Проект «Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Л. Ю. Жеребцова Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений.

ФГОС до: современная модель взаимодействия педагога с детьми Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития.

Лидер в образовании: актуализация личностно-профессиональных ресурсов педагога Лидер в образовании: актуализация личностно-профессиональных ресурсов педагога Т. В. Воробьёва, педагог-психолог БСУВУ ВО "Шекснинская специальная.

Организация уголка природы в ДОУ — одно из условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природойОрганизация уголка природы в ДОУ — одно из условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем.

Использование интернет-ресурсов — одно из условий компетентности педагога 1слайд Интернет ресурсы- одно из условий компетентности педагога 2слайд Если можешь, иди впереди века, если не можешь, иди с веком, но.

Проект «Разработка модели взаимодействия ДОУ и ОУ» Цель проекта: изучение теоретической и научной литературы, разработка и реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и.

Семинар для воспитателей на тему: «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»Семинар для воспитателей на тему: «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Подготовила заместитель заведующей по воспитательной работе Книжникова Т. Н. 1 слайд Тема, план семинара 1. «Актуальность использования ИКТ.

Статья «Ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия с детьми» Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня культуры.

Включение ЦОР в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Включение цифровых образовательных ресурсов в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Рубрика «Педагогика.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс. Оздоровительные игрыВнедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс. Оздоровительные игры Охрана и укрепление здоровья, совершенствование всех функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми»
Опубликовано: 30 августа 2015 в 20:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД