Получи документы

Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу

Ольга Леонова
Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу

Леонова О. А. учитель – логопед

высшей квалификационной категории, МКДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Новосибирск, 2018г.

Внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в коррекционнологопедическую работу.

Публикация «Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу» размещена в разделах

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату

Одной из самых серьезных проблем в работе логопеда является избирательные нарушения речевой системы, тяжёлые нарушения речи у детей, которые обусловлены органическим поражением мозга.

Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

За многолетний практический опыт работы 17 лет, из них 13,5 лет в ГБУЗ НСО «Куйбышевский специализированный дом ребёнка», с 2007 по 2014г. практическая работа в малой сенсорной комнате. Изучение и внедрение технологии малой сенсорной комнаты в коррекционно - логопедический процесс, позволила в дальнейшей работе МКДОУ «Детский сад №88» г. Новосибирска с детьми старшего дошкольного возраста с 2014 по 2018 г. усовершенствовать применение элементов оборудования сенсорной комнаты. Опираясь на рекомендации и труды ведущих педагогов дефектологов С. А. Мироновой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Нищевой, Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г, сделала вывод, что одной из центральных задач в нашей работе - это поиск путей эффективного обучения НОД.

Главная цель нашей работы - развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.

2. Нормализация психоэмоционального состояния.

3. Развитие слухового и зрительного восприятия.

4. Развитие дыхательных и голосовых функций.

5. Совершенствование общей и мелкой моторики

6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.

7. Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С. к. - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

В нашем ДОУ в практике логопедической работы, оборудование «сенсорной комнаты» используется с 2014 года. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», т. е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы - Монтессори - материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета) : логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки).

Элементы оборудования С. к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы».

На детей составляем индивидуальную программу реабилитации. В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС ребёнка (активация или релаксация) используем соответствующие функциональные блоки Сенсорной комнаты.

Для снятия психо- эмоционального напряжения используем оборудование релаксационного блока: мягкий диван пуфик, набор дисков релаксационной музыки, профессиональный генератор запахов, зеркальные панели, мягкие терапевтические маты, тактильные дощечки, песочный планшет без освещения.

Для развития коммуникативных навыков и внутренней активности применяем активационный блок, который включает всё оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями (звуко – световая панель, пузырьковая колонна, песочный планшет с подсветкой, светящийся аквариум с рыбками, пучок фибро – оптических волокон.)

Различные виды работы на тренажёрах объединяю каким – либо игровым сказочным сюжетом. Так например, зайчиха учит своих зайчат пробираться незаметно по лесу (водопад из светооптических волокон, сидеть неподвижно и неслышно в домике (мягкие терапевтические маты, согреть тёплым огоньком от костра зайчат (интерактивная звуко - световая панель…

Мы отметили, что внедрение технологии Сенсорной комнаты (зонирование логопедического кабинета) позволяет с лёгкостью переключать детей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и влияет на гармоничное развитие личности наших детей.

Список литературы

1. Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г.

2. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате М. 2010

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении М. 2006.

4.. Крупенчук О. И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 .

5.. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Под общ. ред. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. -352с.

6. Леонова О. А. «Внедрение технологии сенсорной комнаты в коррекционно – логопедическую работу», Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, г. Новосибирск, 22-23 марта 2011г, том 2, с. 176 - 180.

7. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят - снегурят». – Москва; Журнал «Дошкольное воспитание» - 2010. - № 12, с. 63-65. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

8. Леонова О. А. Использование оборудования в коррекционной работе. – Москва: журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2011г., с. 70- 72.

9. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят - снегурят» / Дошкольная педагогика. – 2011.- № 2

10. Леонова О. А. Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»- Санкт – Петербург: журнал «Дошкольная педагогика», 2016.- № 6, с. 18 - 20, ООО «Издательство «Детство – пресс».

Публикации по теме:

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений Заведующая детским садом №8 "Казачка" Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском.

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Способствовать.

Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для подростков «Я — уникальный!» Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для младших подростков «Я – уникальный!» Цель: содействие процессу.

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей»Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар - практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельностьВнедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии.

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольникамиВнедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 07:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД