Эльвира Ахтареева
Внеклассное мероприятие «Великий и могучий русский язык» для старших школьников (8–9 классы)
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю конспект викторины по знанию русского языка. Старалась сделать данное мероприятие интересным. Детям очень понравилось.
Внеклассное мероприятие
по развитию речи
и русскому языку
для старших школьников
«Великий и могучий Русский язык»
Конспект разработан воспитателем 3-4 группы
Ахтареевой Э. М
2017 год
Викторина «Великий и могучий Русский язык»
Пояснительная записка.
Публикация «Внеклассное мероприятие „Великий и могучий русский язык“ для старших школьников (8–9 классы)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Методическая тема занятия: логопедическая игротека.
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединё нные лексической темой: Родная речь и русский язык
Цель использования игровых технологий: привитие интереса к логопедическим занятиям в детском доме.
Аудитория: 8-9 классы общеобразовательной школы.
Место занятия в коррекционной программе: проводится во внеурочной деятельности как внеклассное занятие.
Используемые технологии:
игровые;
ИКТ;
Здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютер: экран, проектор, карточки с заданиями, ручки, листы бумаги, в зале расставлены столы для участников, шары для оформления зала, сладкие призы всем участникам.
Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:
развитие фонематического слуха;
расширение активного словаря;
развитие мышления, памяти, внимания;
развитие учебной мотивации.
Использованная литература.
Толковый словарь Даля
Русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Ребусы и шарады
Цели и задачи:
1. Проверить качество имеющихся знаний;
2. Способствовать понятию интереса к предмету (Русский язык)и получению новых знаний;
3. Расширить кругозор учащихся;
4. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности в коллектива.
Выбирается жюри викторины.
Ход занятия: Звучит музыка
Ведущий _ Дамы и господа, сегодня у нас незабываемый конкурс, мы будем выбирать лучшего из лучших, знатока русской речи и русского языка, достойнейшего из достойных Умника, или Умницу!
Из каждой группы на данное мероприятие были направлено по три участника, но только один станет победителем и получит звание лучшего. Итак, я приглашаю в зал участников:
Представители 1-2 группы
Представители 3-4 группы
___Представители 5-6 группы
___
А так же я хочу вам представить наше компетентное жюри:
___
И так, у нас с вами имеются 9 претендентов на звание лучших, но только три из них дойдут до финала и только один из них получит главный приз.
Правила просты и в то же время очень сложные. Каждому из вас дается задание, после чего по результатам в каждом туре остаются лучшие!
И тема нашей викторины «Великий и могучий русский язык!»
Конкурс 1
«Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.
1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
3. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
4. Обвершка строения или крыша (Кровля)
5. Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)
7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)
8. Куча, толпа насекомых (Рой)
9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)
Конкурс 2
«Угадай профессию». Я называю вам фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
1. Стричь под одну гребенку
2. На живую нитку,
3. Сложить оружие
4. Брать на прицел, закидывать удочку
5. В час по чайной ложке,
6. играть первую скрипку
7. Петь с чужого голоса
8. Открывать Америку
9. Ждать у моря погоды
10. Попасть в ловушку
11. Закусить удила
12. Сгущать краски
13. Ход конем
Ведущий: Итак, пока жюри подсчитывают количество правильных ответов, а значит и сумму баллов, прежде чем мы узнаем выбывших лиц, мы проведем конкурс с залом.
За каждый ответ дается конфетка, приз дается тому, кто наберет большое количество конфет в течении всех конкурсов.
Игра с залом, подсчет голосов, назвать двух выбывших.
Конкурс №3
Вы наверное слышали про слова - анограммы. Это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Например, весна – навес, масло - смола. Вам предлагаются слова, из которых вы образуете новые слова:
Лето (тело, атлас (салат, маяк (ямка, каприз (приказ, лопата (оплата, водопад (подвода, кукла (кулак, колесо (оселок, комар (корма)
Победителем становится тот, кто первым справится с задачей или подберёт больше новых слов.
Конкурс №4
Есть удивительные слова, которые как бы их не читали, слева направо или справа налево, они будут означать одно и то же. Например: ПОТОП, ЗАКАЗ. Попробуйте придумать как можно больше таких слов.
- А есть даже целые предложения:
А роза упала на лапу Азора.
Около Миши молоко.
Ведущий, а сейчас жюри подводит итоги и назовет еще двух выбывших по результатам подсчета баллов и итогов 4-х конкурсов
Пока продолжаем игры со зрителями.
Тур 5
Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.
Из предложенных пар слов составьте пословицы:
1. Коса – камень (Нашла коса на камень)
2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
3. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
4. Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
5. Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
6. Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)
Ведущий: Мы подошли к 6 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н. В. Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.
1. Словарный состав языка (лексика)
2. Устное народное творчество.
3. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения (синтаксис).
4. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация).
5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. (омонимы)
6. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах (орфоэпия).
Пока жюри определяет трех финалистов, мы поиграем с детьми из зала
1. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
2. Первый слог – личное местоимение, второй –синоним слова «несчастье», вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
Итак, перед нами три финалиста нашего конкурса, и впереди самые сложные задания!
Ведущий, и вот первое задание для финалистов. Оно выполняется на время. В течении трех минут вам необходимо составить как можно больше слов из слова
КАРУСЕЛЬ
Второе задание для финалистов.
Прочитайте небольшое стихотворение, по результатом которого вам будет выставлены оценки от 3-х до 5 балов.
И последнее задание. Вам раздали текст в нем записан абзац сказки. Есть один нюанс, данные предложения записаны в зеркальном стиле. Ваша задача перевести текст на нормальный язык. Кто за 3 минуты переведет больше слов, тот и выигрывает. А кто угадает откуда этот текст и кто автор, тот получит дополнительные очки.
Игра со зрителями антонимы. Кидаем мяч
Ну вот мы и знаем победителя сегодняшнего тура. Прошу жюри объявить.
Вручение призов, фанфары. Показ мультика (Наш друг пиши читай- для зрителей младших классов).
Протокол подсчета баллов.
Имя участника
1 тур
Разминка 2 тур 3 тур 4 тур Итог