Папки-передвижки

Внеклассное занятие по изодеятельности «Пояс-оберег» (6–7 классы)

Светлана Виноградова
Внеклассное занятие по изодеятельности «Пояс-оберег» (6–7 классы)

Внеклассное занятие по изодеятельности «Пояс - оберег»

Цель: Сплести пояс (часть)

Задачи:

*Расширять представления детей об окружающем мире, о жизни и быте наших предков.

*Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

*Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Оборудование: демонстрационный материал (бердо, челнок, дощечки, сволочок, тканые полотенца, половики, пояса, прялка, веретено, картинки льна, цветные нитки, круглые дощечки из пластика, образец изделия.

Публикация «Внеклассное занятие по изодеятельности „Пояс-оберег“ (6–7 классы)» размещена в разделах

Ход занятия

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на внеклассном занятии по изо мы познакомимся с частью русского костюма. А что это за часть костюма, вы узнаете, отгадав загадку:

Надену — ободом сведет,

Сойму — он змейкой упадет,

Тепла не дает, а без него холодно.

На нарядную рубаху,

На красивый сарафан.

Ты одень скорей, дружок

Разноцветный …. (поясок)

- Правильно, это пояс. На занятие вы узнаете о видах поясов, какие русские обычаи связаны с поясом и попробуете свои силы в одном из видов плетения.

Вступительная беседа

Чтобы сплести поясок, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений (таких как лен) легко разделяются на волокна – нити (показать лен и нити). Да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки (показать шерсть и нити). Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Много лет назад скручивали нити на прялке. И сейчас в наших северных деревнях можно увидеть бабушек за таким занятием.

Получив нужное количество нитей мастерица садилась за плетение. Ткать узорные пояса в прошлом должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5-6 лет, нередко наказывая за ошибки и невнимательность.

Пояса являлись непременный принадлежностью приданого невесты, поэтому девушка с ранней юности готовила их вместе с другими частями приданого.

Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма с древнейших времен. Он был неотъемлемой частью одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще, примерно, до 1920г носили в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг себя не менее двух раз.

Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить. Такое представление сохранялась в крестьянской среде до конца XIX – начала XX века. Значение пояса как оберега было велико у всех восточнославянских народов.

- А как вы понимаете слово оберег?

Оберег (с греческого -отвращающий беду) это предмет, знак, действие, слово, фраза, звук и даже запах, охраняющий человека, животных, жилище от вредного воздействия злых сил (духов, сглаза, колдовства).

«Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться Богу и спать без него». (Костоловский 1907. 48). «Распоясать человека – означало его обесчестить» (Лебедева К. И. 1960. 246). Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Посей день негативное значение имеют слова: «распоясаться, поясничать и т. д.». Пояс, также как и крест выполнял функции защиты от нечистой силы, поэтому, когда шли гадать, снимали обязательно крест и пояс, т. е. снимали обереги.

На Пинежье, как и на всем Русском Севере, изготовляли пояса, созданные разнообразным способами:

тканые на сволочке,

на дощечках,

бердышке,

на ткацком станке

плетеные на вилке (рогатине, рогульке) или cпице,

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (брать нити по счету). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, шариками- помпушками. Наиболее распространенным цветом в браных северных поясах является сочетание всех оттенков красного и зеленого цветов по белой основе, с добавлением в кромку синей полоски.

Анализ образца

А сейчас мы попробуем свои силы в плетении пояса. Большой пояс мы сплести не успеем, а вот небольшую часть его, думаю, вы выполните легко.

Давайте, вместе рассмотрим образец.

- сколько нитей? (7)

- какого цвета? (желтый, красный и т. д.)

Чтобы сплести пояс нам понадобиться :

круглая пластина с отверстием в середине и восьмью прорезями

цветные нити

и, самое главное, ваше терпение и старание.

Физкультминутка

Алгоритм выполнения задания

Итак, берем пластину и распределяем нити по прорезям. Одна прорезь должна остаться свободной. Находиться она должна все время сверху (так удобней вести отсчет).

Ребята, а вы по порядку считать умеете? Посчитайте мне до трех. Умение считать пригодится в нашей работе.

Берем пластину и поворачиваем пустую прорезь вверх. Теперь от этой прорези отсчитывает третью нить. Вынимаем её из прорези и вставляем в пустую. Образовавшуюся пустую прорезь опять поворачиваем вверх и отсчитываем от неё третью нить. Вынимаем и вставляем в свободную прорезь. Повторяем так до тех пор, пока внизу пластинки не увидим маленькую часть пояса.

Самостоятельная работа учащихся

(звучит народная музыка)

Во время работы учащихся слежу за правильным выполнением алгоритма. По окончании работы, помогаю оформить конец пояса.

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по изодеятельности «Народная расписная картинка — лубок» Организационный момент. Тихо звучит музыка. Лядов «Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58. (отрывок, 40 секунд). Как только.

Логопедическое групповое занятие 2-е классы, дисграфия. «Дифференциация звуков [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч. Щ, щ» Логопедическое групповое занятие 2-е классы, дисграфия. Тема: «Дифференциация звуков [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч. Щ, щ.» Цели а) образовательные:.

Автор публикации:
Внеклассное занятие по изодеятельности «Пояс-оберег» (6–7 классы)
Опубликовано: 27 мая 2015 в 16:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД