Светлана Мысниченко
Внеклассное занятие по кубановедению для учащихся 4 класса начальной школы «Кубанские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Кубанские посиделки
Цели:
- знакомство детей с бытом, культурой, трудом казаков;
-изучение особенностей кубанского говора;
- знакомство с казачьим фольклором;
- привитие интереса к традициям казаков;
- развитие кругозора детей;
- развитие мышления, речи, воображения, творчества;
- воспитание умения принимать гостей;
-воспитание осознанного чувства патриотизма, культуры поведения и общения.
Оборудование:
Публикация «Внеклассное занятие по кубановедению для учащихся 4 класса начальной школы „Кубанские посиделки“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Кубань
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Посиделки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
мультимедийная презентация к уроку, карта Краснодарского края, каравай хлеба, костюм кубанского казачка.
Ход урока
Чтец.
Словно люльку, дверь тяжёлую качни –
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберёмся в хате казака,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью казаков познакомишься, друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
Учитель.
Старый закон Кубани гласит : сначала накорми и напои гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай.
Помощники учителя угощают детей пирогами.
Учитель.
На Кубани в старину принимали гостей с радостью. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первым гостя встречал казак – глава семьи, гостю предлагалось почётное место в красном углу под иконами. Всё, что в хате было съестного, казачка ставила на стол. Хозяйка следила, чтобы гости досыта наелись, подливала борщ и чай не спрашивая.
Чтец.
Словно люльку, дверь тяжёлую качни –
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Гость высокий, слушаю я речь твою
И в ответ всё, что имею, отдаю.
Учитель.
У нашего края есть своя история, которая жива памятью – памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных инструментах, легендах, песнях, в сердцах народов, населяющих эту землю.
Чтец.
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский!
Душа народа живёт в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас, то чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и в беде песня всегда была рядом с казаком. Народ воспевал дорогие сердцу края, прославляя героев-тружеников, мудрость, красоту и сердечную чистоту кубанских женщин, молодецкую удаль казаков.
Песни кубанских казаков можно разделить на несколько групп:
исторические песни, военно-бытовые и походные, лирические и обрядовые.
Прослушивание песен казачьего кубанского хора.
Учитель.
С рождения ребёнок слышал ласковый голос матери, тихо напевающий колыбельную песню:
Ой, и люли, люли,
Та налетели гули,
Посидалы на воротях
У червоненьких чоботях.
Сталы думать и гадать.
Чем Галычку гудувать:
Чи кашечку з молочком,
Чи бублычек с сахарком.
Учитель.
А казачата постарше в хате у печи всегда играли в загадки.
1. Сталы хлопци в ряд,
Проходыть не велят. (частокол)
2. Новая посудына уся в дырах. (решето)
3. Бьють мэнэ ломакою,
рижуть мэнэ ножакою,
зато мэнэ дюже губять,
що вси мэнэ дюжэ любять. (хлеб)
4. Спэрэди шильцэ,
Узади выльцэ,
На груди бэлый рушничок. (ласточка)
Учитель.
Как вы думаете, каких животных казаки любили больше всего?
Правильно, они любили лошадей. И в дни, когда в станице устраивалась ежегодная ярмарка, все жители собирались на праздник. Казак, потолкавшись в толпе, выходил к краю майдана, где обычно продавались кони. А конь для казака – жизнь. Как вы думаете, почему?
В заключении ярмарки проводилась скачки и джигитовка. Вот здесь-то и кипела казачья кровь! Подтянув подпруги, проверив оружие, они выезжали на середину майдана, чтобы показать своё умение, удаль и мастерство. Перекрестившись и поклонившись народу, лихо вскакивали в седло и выезжали к краю, где уважаемый атаман, махнув крестообразно шашкой, давал добро на выступление.
Казачьего сына ещё в трёх летнем возрасте отец сажал на коня, приговаривал: «Раб Божий Михаил растёт казаком, хорошо держится в седле, избегнет пули и болезней». Готовясь к военной службе, казачонок осваивал искусство верховой езды, учился обращаться с оружием. Казаки воспитывали в сыновьях верность своему делу, твёрдость слова. Об этом и пословицы слагали.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казак без службы не казак.
Казак и в беде не плачет.
Давайте прочитаем пословицы и подберём к ним общерусский вариант.
- Яки кориння, такэ и насиння. (Какие сами, такие и сами)
- Яка мамка, така и лялька. (Яблоко от яблони не далеко падает)
- Бойся осэни, за нэю – зима.
- Слухав бы Бог пастуха. так всэ стадо бы пэрэдохло. (На Бога надейся, а сам не плошай)
Много пословиц сложено о труде. Вспомним их. Продолжите фразу:
Не колода – лодырь, не пень (а лежит без дела целый день)
Не жнёт, не косит (а обедать просит)
Дело мастера (боится)
Жизнь дана нам для (добра)
Под весёлую музыку вбегают два казачонка.
Учитель.
Это казачки к нам в гости пожаловали. Что это вы расшумелись да развеселились?
Казачки.
Здрасьте и вам, коль не шутите. К вам пришли, чтобы поиграть в игру, которая развивает смекалку и ловкость в «Жмурки». В эту игру ещё играли наши прадеды. Только называлась она по-разному: в станице Новоминской – «куци – баби», в Новотитаровской – «кузьмерки». Одному ведущему завязывают глаза и спрашивают: «Панас, панас, ты где стоишь?» - «На базаре!» - «Что продаёшь?» - «Квас!» - «Лови мышей, а не нас!» И врассыпную!
Учитель.
Одной из самых любимых была игра в мяч, или горелки, в которую играли даже взрослые люди. Играли также в чехарду. краски, цыгана. При этом пели весёлые песенки потешки, небывальщины и частушки:
***
Ой ты, совушка – сова.
Большая голова!
На плетню сидела,
Головой вертела,
На стороны глядела.
Учитель.
А в какие игры играли ваши родные в детстве? Расспросите у них, когда и от кого их впервые узнали ваши старшие родственники.
Учитель.
Народную мудрость детям несли и казачьи сказки и сказы.
Прочитайте сказку и подумайте, чему она учит.
Урок отца.
- Отец, ты говоришь, что Господь меня любит! А зачем же Он на тёрне колючки сделал, что я за ягодами полез и весь исцарапался?
- Потому и сказал, что Господь тебя любит! Потому Он и колючки сделал, чтобы ты зелёные ягоды не рвал да потом животом не мучился!
Учитель.
Вспомним, о каких жанрах фольклора мы говорили на уроке?
П ___
С ___
П ___
З ___
Чтец.
Если человек – гость издалека,
Ты ему скажи: вот моя рука!
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой.
Сердцем щедрым, словом с огоньком.
Чтобы стал родным и ему твой дом.
Учитель.
Для всех нас дом – это нечто гораздо большее, чем квартира. Дом – это место, где мы живём, учимся и работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш край, гостеприимная земля Кубани.
«С Богом в сердце идите!» - так говорят казаки, прощаясь. - «Живите в ладу с природой и с собой!»