Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества

Марина Николаевна Сафронова
Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества

Цели занятия

• Создание условий для формирования у школьников активного, эмоционально-личностного отношения к духовным ценностям самобытной русской культуры через знакомство с различными видами устного народного творчества, в том числе Рязанского края.

• Развитие познавательного интереса к изучению краеведения с позиции его культурно-исторической и духовной ценности.

• Формирование нравственных качеств личности каждого ребенка.

Дидактические задачи.

Познавательные: формировать интерес к знаниям русского народного творчества.

Развивающие: развивать внимание, в том числе и произвольное, требующее волевого усилия, познавательной активности.

Воспитывающие: формировать начальные представления о нравственных понятиях, таких как патриотизм, любовь к Родине, отчему краю; воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные – самостоятельно выделять-формулировать познавательную цель; понимать информацию, представленную в виде небольших сообщений одноклассников, рассказа воспитателя; пользоваться дополнительной литературой.

Регулятивные – оценивать усвоение нового материала; обнаруживать трудности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Коммуникативные – выступать с небольшими сообщениями; слушать и понимать речь других, строить понятные высказывания, уметь выражать свои чувства; вступать в сотрудничество с воспитателем и одноклассниками.

Личностные – проявлять интерес к русскому фольклору; высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; оценивать свою деятельность.

Предметные – использовать знания о видах русского народного творчества.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Посидим рядком, поговорим ладком», атрибуты для игр, выставка сказок.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на празднике много гостей,

а гости в доме – это всегда радость.

И мы рады вас видеть и приветствовать

по старому русскому обычаю:

Ученики: Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, гости желанные!

Милости просим!

Будьте здоровы и счастливы.

Учитель: А наша встреча пусть будет интересной и познавательной.

Послушайте следующие строки:

Много славных и добрых праздников

Нам досталось от старины.

Передать их в наследство правнукам

По традиции мы должны!

Подумайте и скажите о чем мы будем говорить сегодня?

2. Сообщение темы и целей мероприятия.

Вы узнаете много нового и интересного о самобытной русской культуре, русском фольклоре, об устном народном творчестве нашего Рязанского края.

Итак, мы приглашаем всех детей, друзей, гостей на русские посиделки!

3. Посидим рядком, да поговорим ладком.

Складно и весело проводили посиделки наши предки.

Осенними или зимними вечерами собиралась молодежь, чтобы заняться каким-либо рукоделием, а чаще для россказней, забав, песен. Считали, что посиделки – это, прежде всего, повод для общения. И он должен быть легким, радостным, приятным. Отрадно, что культура домашних посиделок не канула в лету. Она и сегодня может стать чем-то вроде мостика в мир самобытной России.

Я предлагаю вам свой вариант посиделок.

Давайте посидим рядком, да поговорим ладком.

- Вспомните, что относится к устному народному творчеству?

(пословицы, поговорки, загадки, песни, игры и т. д.)

- Почему народное? (создал народ)

- Почему устное? (передавалось из уст в уста)

Перечисленные виды народного творчества появились очень давно, когда не было письменности и передавались из уст в уста, из селения в селение, из поколения в поколение.

Многое не дошло до нашего времени. А то, что смогли записать, надо знать и беречь.

- Почему? (Русский фольклор является достоянием народа, это наше наследие, наши корни)

4. Без пословицы не проживешь.

Большое значение имели пословицы и поговорки.

В них и смех, и слезы, горе и радость, честность и обман, трудолюбие и лень.

Пословицы и поговорки – зеркало народной жизни.

Их существует огромное количество на разные темы.

Самое время назвать некоторые из них.

Большое внимание уделялось пословицам и поговоркам о хлебе.

- Как вы думаете почему? (большого труда стоило вырастить хлеб и отношение к нему было самое бережное и уважительное)

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

• Хлеб – всему голова и др.

Рязанские:

• Было зерно в мешке, а стал хлеб на столе.

• Зимой снега надует – хлеба прибудет!

Замечательная пословица! Как вы ее понимаете? (чем больше снега зимой, тем больше хлеба летом)

Хочу обратить ваше внимание на такой факт: наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай зависит во многом от зимних месяцев.

Народные приметы :

• Зима без снега – лето без хлеба.

• Снега надует – хлеба прибудет.

Зиме пытались всячески угодить, задобрить. Давайте и мы назовем пословицы и поговорки о зиме.

• Мороз не велик, да стоять не велит.

• Береги нос в большой мороз.

Рязанские:

• Зимой льдом не дорожат.

• Пришла зима надоскучила, хлеб и соль – все покушала.

Посмотрите, какие прекрасные пословицы и поговорки вы назвали. А ведь они не имеют автора, безымянны и создавались многими поколениями.

5. Задание «Составь пословицу».

А сейчас задание на логику и внимание.

Из слов нужно составить пословицу так, чтобы был смысл.

Правильный ответ: «Готовь сани летом, а телегу зимой»

- Как понимаете пословицу? (нужно все готовить заранее)

6. Русские потешки – веселые пересмешки.

Вы знаете, что русское народное творчество – это не только пословицы и поговорки, а также:

• Считалки

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Рязанская:

Тара-бара, домой пора.

Коров доить, телят поить,

Ребят кормить.

Тебе водить!

• Скороговорки

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека цап!

Рязанская:

Съел молодец

Тридцать три

Пирога с пирогом,

Да все с творогом!

• Шутки-прибаутки

- Филиппок! А вот сладенький медок.

Съешь-ка ложечку, дружок!

- Сладкий мед, конечно, съем.

А вот ложки я не ем!

7. Лапти, да лапти, да лапти мои!

Звучит отрывок из русской народной песни «В деревне было Ольховке»

В деревне было Ольховке.

Припев:

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь, ходитё,

Тятька новые сплетё…

Эх, ну! Тьфу!

Там жил-был парень Андреяшка.

Припев.

- Что вы можете сказать об этой песне? Какая она? (шуточная, веселая)

Русские народные песни отличаются большой разновидностью и глубоким смыслом.

Данная песня имеет познавательное значение. Мы узнали, что самой распространенной деревенской обувью в старину были лапти. А подробнее об этом нам расскажет рубрика «Это интересно».

8. Рубрика «Это интересно»

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век).

Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (чаще липового) или бересты.

Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ, считалось делом не сложным, которое мог выполнить любой крестьянин.

9. Как у наших у ворот.

Ведущий:

- Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу.

Гость у нас как будто спит.

И, по-моему, храпит!

(Раздается храп.)

- Да это Дрема уснул. Сейчас разбужу.

Вставай, Дрема!

Как у наших у ворот собирается народ

Все со скрипочками, да с балалаечками.

Ученик играет на балалайке русскую народную мелодию.

Ведущий: Ну как, Дрема, встаешь?

Дрема: Дрема дремлет, спать хочет!

Ведущий: Полно, Дрема, дремать.

Пора, Дрема, вставать.

Люди сходятся.

В хоровод становятся.

10. Собирайся, народ, в хоровод!

Кто работы не боится, тот и пляшет и поет!

В исполнении детей звучит русская народная песня «Посею лебеду на берегу»

Ведущий: Ну а теперь, Дрема, встаешь?

Дрема: Мне давно пора вставать.

Мне кругом походить.

Мне людей посмотреть

И себя показать.

Я для больших и маленьких

Всегда найду затею.

Сегодня здесь на празднике

Развлечь я всех сумею!

11. Загадки и отгадки.

Отгадайте-ка, ребятки, зимние загадки!

• После осени пришла

И сугробы намела. (Зима)

• На всех садится,

Никого не боится. (Снег)

• Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

• И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Ведущий: А теперь загадка для Дремы, да не простая, рязанская.

Сердита матка,

Да укрыла деток

До Красного дня

Белым пуховым одеяльцем.

Дрема дает правильный ответ (Зима).

Ведущий: Молодец, Дрема!

Кто же не любит отгадывать загадки! Кто откажется проверить свою сообразительность, наблюдательность, быстроту ума!

Загадка – маленький ключик от тайны. С ее помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности.

Когда ученые стали собирать русские народные загадки, их оказалось более сорока тысяч.

Есть из чего выбрать!

Дрема: Все! Не хочу быть Дремушкой!

Я не сонный Дремушка,

Я веселый Дёмушка.

12. Сказка – складка, песня – быль.

А сейчас самое время для сказки.

Нет такого человека, который бы не любил сказки. Сказки относятся к числу древних произведений. Никто не знает, когда на Руси были созданы первые сказки. Они появились очень давно, передавались от поколения к поколению, изменялись, дополнялись новыми подробностями. Но всегда Добро в сказках побеждало Зло.

- Как называются сказки, которые сочинил русский народ? (Народные)

- Как называются сказки, которые написал (обработал) человек? (Авторские или литературные сказки)

- Чему учат нас сказки? (Жить в мире, согласии, быть добрыми, честными, храбрыми и т. д.)

- А какие бывают сказки? Сказки бывают разные!

• Волшебные

• О животных

• Бытовые

Волшебные. В этих сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения. В них рассказывается о подвигах и приключениях героев.

О животных. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Бытовые. В этих сказках высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных.

13. Где бы не жил народ – с ним живут и его сказки!

Инсценирование рязанской народной сказки «Три сына».

- Чему учит нас эта сказка? (заботиться не только о себе, но и о других людях)

Этой сказке очень много лет.

Отрадно, что по сей день, мы можем восхищаться мудростью сказок, знакомиться с историей, обычаями, традициями и приоритетами русского народа.

14. Обобщение. Рефлексия.

Наше занятие заканчивается.

• Довольны ли вы своей работой сегодня?

• Давайте вспомним, какие цели были поставлены в начале занятия. Как вы считаете, мы их достигли?

Докажите, закончив следующие предложения:

Я узнал …

Сделал открытие …

Запомнил …

• Что можно было бы изменить, дополнить?

Детям вручаются белые и желтые ромашки – символ семьи, любви и верности в России.

Давайте украсим этими ромашками наш праздник следующим образом:

• Прикрепите на доску белые ромашки, если занятие вам понравилось и не вызвало никаких затруднений;

• Прикрепите желтые ромашки, если занятие вам понравилось, но были затруднения.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-prazdnika_8kkje.pptx | 16580,22 Кб | Скачан: 84
 
Публикации по теме:

Занятие по развитию речи в младшей группе «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в работе с детьми) ЗАДАЧИ: • Учить детей чётко произносить слова в потешках, добиваться интонационной выразительности; • Закреплять, активизировать словарный.

Семейный вечер «Посидим рядком, поговорим ладком» Семейный вечер «Посидим рядком, поговорим ладком» (подготовительная группа) Задачи: • продолжать формировать представление о семье как.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Внеклассное занятие «Посидим рядком, поговорим ладком» по мотивам произведений устного народного творчества
Опубликовано: 17 июня 2015 в 22:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...