МААМ-картинки

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию «Мы по садику гуляли, о его жителях узнавали»

Смирнова Мария
Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию «Мы по садику гуляли, о его жителях узнавали»

Пояснительная записка

Проведения внеурочной деятельности, средствами экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятия, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

Публикация «Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию „Мы по садику гуляли, о его жителях узнавали“» размещена в разделах

Обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием, создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Проведенная работа способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы.

Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

Место проведения

г. Москва, ул. Молдавская, дом 10

Конспект проведения внеурочной деятельности «Мы по садику гуляли…»

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

Этапы планирования деятельности

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы: в помощь воспитателям (См. Приложение 1);

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. Хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова (См. Приложение 3).

Формы и методы работы с детьми

Экологические беседы;

• Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

• Целевые прогулки;

Экологические конкурсы, викторины;

• Решение экологических ситуативных задач;

• Чтение художественной литературы;

• Обсуждение и проигрывание ситуаций;

• Трудовой десант;

• Труд в природе;

«Красная книга природы»;

• Коллекционирование;

Экологические досуги, развлечения, праздники;

Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

• Изготовление рисунков, поделок;

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Объекты

1. Березовая аллея

Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми рощами, которые так и называют - березовые.

Название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла. А вениками березовыми и сейчас в банях парятся. Берут веник, собранный из веток с зелеными листьями, и постукивают им по телу. Без всякого волшебства эта полезная процедура выгоняет из тела всяческие болезни.

Уважают и любят на Руси березку. Раньше в каждой деревне в начале лета праздник устраивали. Девушки украшали березы разноцветными ленточками, пели песни и водили хороводы. Сейчас в некоторых городах на Троицу похожие гуляния устраивают.

2. Кленовый бульвар

Клён — красивый, сладкий, добрый и всеми любимый

Это дерево стало настоящим украшением парков. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Он красив в любое время года, но осенью особенно приметен. Кленовые листья окрашиваются в самые разные цвета: от традиционного жёлтого до багряного. От дерева невозможно отвести глаз, таким нарядным оно становится. Именно из кленовых листьев чаще всего по осени люди собирают красивые осенние букеты.

3. «Кто, кто на дереве живет…»

Мхи, моховидные — это особый отдел растительного царства. Это высшие растения, однако у них нет корней, а о листьях и стеблях можно говорить только условно.

Самый большой класс мхов — местостебельные. Они растут повсеместно — от Арктики до Антарктики. Стебли этих мхов покрыты выростами-листьями разнообразной формы. Лист иногда завернут и в этой микроскопической полости скапливается вода. Это помогает мхам выдерживать засуху. У сфагновых мхов есть водоносные клетки. Это типичные обитатели болот.

Мхи-печеночники — также большой класс мхов. Иногда это плоские, стелющиеся по земле ветвистые слоевища, иногда — круглые розетки разной величины, иногда — лежачий стебель с двумя-тремя рядами листьев.

И еще один класс мхов — антоцеротовые. Он получил свое название от греческих слов “антос” — цветок и “керос” — рог. На темно-зеленой розетке, плотно прилегающей к почве, образуются удлиненные выросты в форме рога. Постепенно они вытягиваются до 10 см и больше. В них и вызревают споры.

В эти три класса моховидных входят до 20 тысяч видов. Мхи — очень древние обитатели нашей планеты. Они появились около 300 миллионов лет назад. Большинство мхов предпочитают сырые, болотистые места. А вот тортулла пустынная растет на сухих каменистых склонах и скалах. Она растет и развивается лишь тогда, когда есть влага. Сухое время этот мох переживает в состоянии анабиоза — это когда обмен веществ настолько замедлен, что незаметны какие-либо проявления жизни. А дрепаноклад крючковато-изогнутый живет на дне глубоких водоемов.

4. Кустарники и цветы

Растительный мир, окружающий нас, удивляет своим разнообразием. В живой природе мы видим травы и цветы, деревья и кустарники. Причем кустарники играют немалую роль в нашей жизни, отдавая нам свои вкусные плоды и украшая окружающую нас территорию. А чем же кустарники отличаются, например, от тех же деревьев? Давайте, попробуем разобраться.

Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. По этому весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева.

Кустарники подразделяются на дикорастущие и культурные. Дикие кустарники растут в окружающей природе без помощи человека. Наиболее известны среди них вереск, акация, верба, волчье лыко (волчья ягода, дикая малина. Также к диким кустарникам относятся некоторые лесные ягоды, например, клюква и брусника.

Конечно же, изначально все кустарники были дикими, но постепенно люди «приручили» многие породы кустарников ради вкусных плодов или же для украшения придомовой территории. В наши дни культурные породы кустарников принято делить на декоративные и ягодные. Многие дачные и садовые участки украшают шиповник, сирень; садоводы также любят выращивать розы, которые тоже относятся к кустарникам. А такие кустарники, как вереск и барбарис используются на дачах для устройства живой изгороди. Хорошим украшением для дачного участка является и декоративный виноград.

Кустарники, как правило, неприхотливы к качеству почвы. Они более приспособлены к холодам по сравнению с деревьями и раньше, чем деревья, начинают давать плоды. Какие кустарники мы видим в наших садах и на приусадебных участках? Это смородина, крыжовник, малина, жимолость, черноплодная рябина, ирга и многие другие. Ягодные кустарники дарят нам вкусные свежие плоды, богатые полезными витаминами. А зимой мы с удовольствием лакомимся вареньем из ягод. Хочется сказать спасибо Матушке-Природе за ее щедрые дары.

5. Хвойный бор.

Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.

Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…

А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.

Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.

Кроме ели и сосны, к хвойным относятся ещё лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.

Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не служат источником питания для животного мира.

В хвойном лесу могут произрастать лишь немногие виды растений вследствие недостатка солнечного света. В них всегда прохладно.

Применительно к хвойным деревьям нередко употребляется выражение «самый-самый». Самое древнее дерево, самое высокое дерево, самое толстое дерево – все эти рекордсмены среди деревьев — представители хвойного царства.

6. Каштановый парк

Солнце встало рано,

Заглянуло в дом.

Зацвели каштаны

За моим окном.

Птица распевает

Близко-близко где-то,

Значит наступает

Золотое лето.

(Г. Бойко)

Конский каштан – величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высокосводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25–30 метров.

Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5–7 листочков.

В начале мая каштан цветет. Цветочки у него очень красивые – пирамидальные метелки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1–3 блестящих, темно-коричневых семени.

В южных районах растет каштан посевной благородный. Он так сильно отличается от каштана конского, что ученые относят их к разным семействам. Похожи они только внешне, у обоих видов блестящие, коричневые, словно отполированные орешки, заключенные в почти одинаковые оболочки, только у съедобного она бурая с шипами, а у конского каштана – ярко-зеленая с бугорками. Точно сказать, почему каштан стали называть конским, сложно. Существуют две версии. По одной из них, после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. Согласно второй, на темно-коричневой поверхности плода есть серое пятно, похожее на отпечаток конского копыта.

Древесину конского каштана используют в мебельном производстве для изготовления высококачественных бочек. Экстракт, приготовленный из коры, используют для дубления кожи, окраски хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей в темно-коричневый и оливковый цвет. Из молодых ветвей плетут корзины.

7. Яблоневый сад

Яблоки известны с древнейших времён. Это ценный пищевой и диетический продукт. В те далёкие времена, когда и солнце было выше и трава зеленее, это не был столь роскошный плод, которым мы наслаждаемся сейчас. Это был просто-напросто дичок, употребляемый в пищу. Но это не умаляет заслуги яблока, как первого фруктового лакомства, которое попало в рацион человека.

Родина диких яблонь – Средняя Европа, Средняя Азия.

Яблоки. Полезные свойства

Полезные свойства яблок знакомы людям с незапамятных времён. От различных недугов прописывал яблоки своим пациентам ещё Гиппократ. Зимой и весной яблоки восполняют недостаток витаминов и делают питание человека более полноценным. Полезные свойства яблок обусловлены наличием в них углеводов, среди которых преобладают: сахароза, фруктоза, глюкоза; минеральных веществ: железа, калия, никеля, хрома; витаминов, полезных кислот, дубильных веществ.

8. Мудрая липа

Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.

Весной растёт, летом цветёт,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается,

А цветок – то медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

(липа).

Летом, в жаркую погоду, под тенистой липой царит приятная прохлада.

Приложения

Приложение 1

Картосхема экологической тропы

Кленовый бульвар Березовая аллея

Хвойный бор

Каштановый парк Яблоневый сад Мудрая липа

Приложение 2

Хозяйка тропинки – Мудрая Сова

Список источников

1. Алейникова, Е. Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/29/ekologicheskaya-tropa-v-madou-no1-skazka.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

3. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о развлечении «Что мы знаем о морских жителях»Фотоотчет о развлечении «Что мы знаем о морских жителях» Недавно в средней группе прошло развлечение "Вечер загадок". Тема: морские обитатели. Перед этим дети с удовольствием рассматривали энциклопедию.

Познавательная-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию  «Экскурсия в осенний лес»Познавательная-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию  «Экскурсия в осенний лес» В настоящее время,дети мало контактируют с природой, редко гуляют в лесу в связи с занятостью родителей. Ребята, не слышат пения птиц и.

Семинар-практикум: «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителям» Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов о методе проектов. Ход семинара: Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра.

Внеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школеВнеурочная деятельность «Божьи коровки» во время весенних каникул в начальной школе Во время летних каникул в МБОУ НОШ посёлка совхоза им. Льва Толстого для детей были организованы кружковые работы: литературные и интеллектуальные.

Внеурочная деятельность в 1 классе «Хлеб-батюшка» Предмет: Внеурочная деятельность Класс: 1 Пособие: «36 занятий для будущих отличников» Л. В. Мищенкова Тема урока: «Хлеб-Батюшка» Тип урока:.

Внеурочная деятельность и ее особенности Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные.

Внеурочная деятельность «Краеведение» в 4 классеВнеурочная деятельность «Краеведение» в 4 классе .

Внеурочная деятельность в начальной школе «Музей в твоем классе. Знакомство с творчеством А. Саврасова «Грачи прилетели» Цель: - учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины А. Саврасова «Грачи прилетели»: видеть то, что изображено.

Внеурочная деятельность обучающихся 1–4 классов по изобразительному искусству «Купола. Пейзаж»Внеурочная деятельность обучающихся 1–4 классов по изобразительному искусству «Купола. Пейзаж» Цель: Закрепить умение применять акварель нетрадиционно, познакомить с историей акварели, научить традиционным техникам акварели. Задачи:.

Консультация для родителей на тему «Внеурочная деятельность в коррекционной школе» Выступление на родительском собрании. Тема: «внеурочная деятельность в коррекционной школе» Пословица гласит: «Если хочешь погубить человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию «Мы по садику гуляли, о его жителях узнавали»
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 19:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД