Наталья Иноземцева
Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
Разработала: воспитатель
МАДОУ ЦРР ДС № 462 г. Челябинска
Иноземцева Н. Л.
Тема образовательной деятельности: «Вода вокруг нас».
Программное содержание:
- расширять представление детей о значении воды в нашей жизни;
Публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников, Конспект занятия в старшей группе „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- продолжать знакомить детей, где, в каком виде существует вода в окружающей среде;
- познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, нет вкуса, жидкая, теплая, холодная;
- дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе;
- воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту;
- формировать умение выслушивать ответы детей.
Словарная работа:
Обогащение словаря: испарение, жидкость.
Активизация словаря: круговорот воды, прозрачная, солнечные лучи, безвкусная, жидкая, теплая холодная.
Материал: глобус, схема круговорота воды в природе, стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, аудиозапись звуки воды.
Музыкальный материал: CD-диск звуки воды.
Предшествующая работа: беседа с детьми о разных состояниях воды («моделирование маленькими человечками», загадывание загадок о воде, беседа о природных водоисточниках.
Организационный момент:
Включается аудиозапись «Ручеек».
Воспитатель: - Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
-Да, правильно это ручеек. Он зовет нас в познавательное путешествие.
Дети отгадайте загадку: Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
О чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей).
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят,она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить.
Ход образовательной деятельности:
1. Воспитатель показывает лист, на котором рисует голубую точку.
- Что это? (капелька воды)
- А если нарисую много? Что будет? (дождь, озеро, море).
- А где же рождается речка? Хотите узнать?
2. Воспитатель кладет перед детьми широкую и длинную полоску голубой ткани.
- На земле много разных рек – больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Широкая и длинная полоска - главная река, узкие, голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
3. - А как попадает вода в реку? (воспитатель показывает схему круговорота воды в природе, и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу).
- Правильно вода есть на земле и под землей. На земле - это реки и ручьи, моря и океаны, озера и пруды. Под землей тоже течет вода там она особенно чистая и прозрачная.
- Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны»
- А вы, знаете? Когда вода движется по кругу, она меняет свое свойство. Я предлагаю узнать о свойстве воды.
Для этого нужно пройти в лабораторию.
Опыт № 1. Вода прозрачная.
Перед детьми два стаканчика с водой и молоком. В оба положить палочки. В каком стакане они видны? В каком нет? Почему?
Вывод: Вода - прозрачная, молоко - нет.
Вопросы детям:
- подумайте, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами.
- могли бы рыбы и речные животные жить в таких молочных реках? / нет, не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения. А не будет растений, не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоемы.
Опыт № 2. Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стакана: один с водой, другой пустой.
Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода жидкая.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)
Наклонились и умылись (действия по тексту)
Раз, два, три, четыре (хлопки)
Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)
Вышли на берег крутой (действия по тексту)
И отправились домой.
Опыт № 3: Вода бывает тёплой, холодной.
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стакане самая холодная вода, а в каком самая теплая.
Подчеркнуть, что в реках и озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.
вывод : Вода в водоёмах разная по температуре, значит, в них живут разные растения и животные.
Воспитатель:
- А теперь, я предлагаю вам ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 4: Вода может принимать любой вкус.
- давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте.
Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Итог образовательной деятельности:
А сейчас давайте еще раз вспомним, о каких свойствах воды мы сегодня с вами говорили.
Бережное отношение к воде. Что вода нужна всем живущим на нашей планете животным, насекомым, растениям и людям. Вода- большая ценность ее надо беречь.
Переход к совместной и самостоятельной деятельности:
Предложить детям раскрашивание капель воды. Рисование водоемов. Мытьё рук. Дегустация люкс воды и кипяченой воды из чайника.