Ольга Шамсутдинова
Конспект НОД познавательно — исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Водица — царица»
Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности
с детьми подготовительной группы
на тему: «Водица - царица».
Программное содержание:
- Закреплять и расширять у детей представления о свойствах воды, ее превращении из одного состояния в другое; элементарные знания о круговороте воды в природе и о том, как попадает вода к нам в дом;
- Развивать речь, мышление воображение, любознательность, умение делать выводы и умозаключения;
Публикация «Конспект НОД познавательно — исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы „Водица — царица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Воспитывать экологическую культуру, аккуратность при работе;
Оборудование:
Стакан с водой, соль, ванильный сахар, акварель, глобус, термос с кипятком, стакан с замороженной водой. Схемы «Круговорот воды в природе», «Как очищается вода».
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Ход НОД:
В: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, послушайте загадку:
«Я туча, и туман и ручей и океан,
И летаю, и бегу и стеклянной быть могу». (вода)
В: Ребята, что я держу в руках? (глобус)
- Правильно. Это глобус- модель нашей планеты Земля.
- Теперь давайте подойдем к нему и рассмотрим.
- Какого цвета больше на глобусе? (синего, голубого)
- А что означает этот цвет? (воду)
- Чего больше на нашей планете воды или суши?
- Верно. Поэтому нашу планету называют голубой.
-А где еще господствует вода? (в облаках, под землей, в морской пучине, в царстве природы, в наших домах и т. д.)
«Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воду вы в пруду найдете,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода.
В: Возможна ли жизнь на Земле без воды? (ответы детей)
«Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды».
В: Капелька, ручеек, река, море, океан…Что их объединяет? (вода)
- Какие моря, океаны вы знаете?
- Молодцы! Теперь посмотрите на карту мира и послушайте стихотворение.
«Спит четыре океана, синеглазых великана
Солона у них водица, не удается ей напиться.
Тихий океан к Востоку, самый сильный и большой,
Атлантический - на Запад, с голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу занимает синий угол.
А для северных сторон Ледовитый шлет поклон».
В: Почему нельзя пить морскую воду? (в ней много разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая).
В: Какие свойства воды вы знаете? (жидкая, не имеет ни цвета, ни запаха, может принимать форму любого сосуда).
В: Как можно изменить цвет воды?
Как можно изменить запах воды?
Как изменить вкус воды?
Проводятся опыты: растворить в воде разные вещества (соль, ванильный сахар, акварель)
Физкультминутка «Капельки»
Кап – кап – кап! Кап – кап – кап! Тучка собирается.
(дети стоят в кругу, встряхивая руками)
Кап – кап – кап! Кап – кап – кап!
Дождик начинается.
(дети кружатся)
Вот на землю капельки, капельки упали.
(дети приседают)
Ручейки по земле быстро побежали.
(бегут по кругу)
Кап – кап – кап! Кап – кап – кап! Дождик продолжается.
И никак, и никак дождик не кончается.
(ходьба на месте)
В: В каком состоянии бывает вода? (В жидком, твердом, газообразном)
В: Теперь послушайте загадки, отгадайте их и скажите, о каком состоянии воды идет речь.
1. Кругом вода, а с питьем беда. (море)
2. Сам вода, а по воде плывет. (лед)
3. С неба – звездой,
На ладошку – водой. (снег)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем-
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
В: Давайте теперь проверим, правда ли, что пар – это вода? Для этого проведем эксперимент.
Педагог открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает над паром зеркало. На нем появляются капельки воды. Демонстрирует их детям.
В: Как проверить, что лед – это тоже вода. Для этого поставим стаканчик со льдом на батарею, через некоторое время он растает и превратится в воду.
Педагог привлекает внимание детей к схеме: «Круговорот воды в природе».
Ребята, посмотрите внимательно, капельки постоянно путешествует. С дождем выпадает на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнышка, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то пришли на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега.
В: Ребята, а вы знаете откуда попадает вода в наши квартиры? (ответы детей)
В: Правильно. Из нашей реки Волга, но можно пить эту воду сразу? (ответы детей)
В: Верно. Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью фильтров и только после этого она попадает в водопровод (показ схемы «Как очищается вода»).
В: Мы узнали и вспомнили много о воде. Надо ли беречь воду? Как? (зря не лить, не загрязнять; на всех заводах и фабриках есть специальные очистительные сооружения, чтобы отходы производства не попадали в реки)
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
Надо всем людям научиться уважать нашу природу и любить ее.