Лучший педагог года

Конспект «Волшебная страна-подводное царство. Осьминог»

Лидия Куранова
Конспект «Волшебная страна-подводное царство. Осьминог»

Пояснительная записка

Занятие «Волшебная страна – подводное царство. Осьминог» подготовлено для проведения в подготовительной группе по познавательному развитию (формированию целостной картины мира).

Предложенное занятие построено на основе требований Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Публикация «Конспект „Волшебная страна-подводное царство, Осьминог“» размещена в разделах

При составлении комплексно-тематического планирования были использовании следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

На занятии решались следующие задачи: дать детям представление об обитателях морской страны (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить лепить осьминога, добиваясь передачи его характерных внешних особенностей

Реализуя поставленные задачи, я делала акцент на умение детей правильно и грамотно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы сложными предложениями всех видов. При планировании учитывала возможности и возрастные особенности детей: дети способные, подвижные, интересующиеся, возрастное и психическое развитие соответствует детям данного возраста. Была проведена предварительная работа: рассмотрели глобус и географическую карту Приморского края, иллюстрации по теме «Подводный мир»; читали стихотворения, сказку А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; заучили наизусть стихотворение В. Степанова; рисовали «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; разучили пальчиковую гимнастику «Подводный мир», «Осьминожки», подвижную игру «Караси и щука» и т. д.

В ходе занятия я использовала следующие методы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); активизировала детей, использовала художественное слово. Чтобы не было утомляемости, была проведена физминутка. Оборудование соответствовало содержанию и основным методам.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

На занятии были решены все поставленные задачи, дети были собраны, активны, работали в заданном темпе; необычность организации занятия повысило их внимание, интерес; многие дети умеют высказывать свою точку зрения. Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия, это – единый сюжет. Учитывала смену поз детей и смену видов деятельности.

При анализе детских работ я подчеркнула сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения; вызывала детей на активное высказывание. Старалась закреплять у них умение давать образную характеристику своим работам (самооценку которой ещё нужно совершенствовать) и работам своих товарищей, замечать ошибки, намечать пути их исправления путём повторений, упражнений в тех или иных действиях. Создавая изображение, дети отражают в них свои впечатления о предметах социального окружения.

Время проведения соответствует САНПИН и гигиеническим требованиям.

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Волшебная страна – подводное царство. Осьминог»

Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, их разнообразии, об их образе жизни.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Речевое развитие. Программное содержание: учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: учить детей лепить осьминога, добиваясь передачи его характерных внешних особенностей (головы, восьми щупалец с присосками, их расположение, используя полученные умения; обогащать знания детей о морских обитателях; вызвать интерес к образу; формировать умение лепить мелкие детали, пользоваться стекой; побуждать к использованию дополнительных материалов (чёрного горошка); развивать самостоятельность, мелкую моторику.

Физическое развитие. Цель: формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности.

Программные задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; осьминога, добиваясь передачи его характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: глобус, географическая карта Приморского края, магнитная доска, картинки с изображениями моря и морских обитателей, 2 листа ватмана, на одном изображено морское дно, на другом – море с прибрежными скалами; вырезанные по контуру картинки с изображениями речных и морских обитателей; клеёнка для стола, фартуки, кисточки с жёсткой щетиной, салфетки, зубочистки, стеки, карандаши, картинка с изображением нарисованного осьминога, поделка из солёного теста «Осьминог», цветное солёное тесто (коричневого, белого, красного цветов, горошки чёрного перца.

Словарная работа: осьминог, жабры, моллюски.

Предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир»; рассматривание картинок с изображениями речных рыб; чтение стихотворений, рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; чтение и заучивание наизусть (по выбору педагога) стихотворений Г. Дядина, Н. Светлячок, Н. Зубаревой, В. Степанова; рисование «Осьминожки», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; дидактическая игра «Рыба, птица, зверь»; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», «Осьминожки», подвижных игр.

Подготовительная работа: подготовить два листа ватмана, загрунтованных «по-сырому»: на одном изображено морское дно с расщелинами, растениями, моллюсками; на другом – море с прибрежными скалами.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей подводного мира, выполняет лепку осьминога из солёного теста по образцу, соблюдая пропорции его частей; умеет правильно оценивать работы сверстников, аргументировать своё мнение.

Ход НОД

1. Вводно-организационный. Мотивация на деятельность.

(На магнитной доске – географическая карта Приморского края, картинки с изображениями морских обитателей. Педагог читает стихотворение В. Орлова «Для чего морю наряды»):

В ночь любую, в день любой море занято собой:

По утрам оно одето в платье розового цвета.

Днём – одето в голубое, с белой ленточкой прибоя.

А сиреневое платье надевает на закате.

По ночам на чёрной глади – мягкий бархатный наряд,

А на бархатном наряде драгоценности горят.

- Море, если не секрет, дай, пожалуйста, ответ:

Для чего тебе наряды? – Чтобы люди были рады!

Ребята, догадались, о чём сейчас пойдёт речь? (ответы детей)

2. Объяснение нового и расширение имеющихся знаний.

Да, конечно, о море. Посмотрите на карту. Мы с вами живём в Приморском крае, недалеко от побережья Японского моря.

Рассказ педагога.

Удивительно красивы морские берега Приморья. Высокие каменистые обрывы чередуются местами с пологими песчаными пляжами. Причудливо извиваясь, они образуют многочисленные заливы и бухты Японского моря.

Японское море – одно из самых богатых жизнью морей России. Многочисленные птицы – чайки, кайры, бакланы и другие гнездятся по его обрывистым берегам. В прибрежье без труда можно встретить различных ластоногих – нерпу, котика и сивуча; в море обитают японский и серый киты. Но особенно разнообразен и причудлив подводный животный и растительный мир.

Здесь и многочисленные рыбы: камбала, окунь-терпуг, тихоокеанские лососи – кета, горбуша. В зарослях морской травы можно встретить морскую иглу, морского конька, ярко-зелёных креветок. По дну снуют мелкие проворные раки-отшельники, и в глубине кочуют громадные камчатские крабы. У берегов Приморья обитают многочисленные съедобные двухстворчатые моллюски – мидии и гребешки и их смертельные враги – морские звёзды. Подводные скалы буквально усеяны колючими морскими ежами. В морских водах на юге Приморья живут трепанги. Актинии разнообразных расцветок образуют настоящие клумбы на подводных скалах. Встречаются в морской воде несколько видов медуз. В расщелинах прячутся таинственные осьминоги, а кальмары, их родственники, стаями проносятся в толще воды, охотясь за мелкой рыбёшкой.

Осьминог – самый умный среди всех беспозвоночных. Он поддаётся дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Зимует на глубине, а летом переселяется на мелководье. Укус осьминога ядовит. Тело короткое, мягкое, сзади овальное. Ротовое отверстие расположено внизу, где сходятся его щупальца. Рот снабжён двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. Голова несёт восемь длинных щупалец – «рук», снабжённых присосками, каждая из которых способна прилепить небольшой предмет. С помощью вкусовых рецепторов, которые расположены на каждом щупальце, осьминог определяет съедобность пищи. Слуха у него нет, дышит жабрами. У осьминога голубая кровь и три сердца. Он обладает способностью изменять окраску: обычный окрас – коричневый, если напуган – он белеет, если разгневан – краснеет. Осьминоги живут в морях и океанах с высокой солёностью на дне среди камней, скал и водорослей, продолжительность жизни около 4 лет. При опасности обычно прячется под камни и в расщелинах скал или спасается бегством. У осьминогов много врагов. Среди них дельфины, морские львы, тюлени, акулы, птицы. Для выведения потомства осьминог-мама строит гнездо, которое представляет собой ямку в грунте, обложенную валом из камней и ракушек и откладывает до 80 тыс. яиц, всегда содержит его в чистоте. Через 4-5 месяцев яйца созревают. В течение всего периода развития мама-осьминог остаётся у гнезда без еды. Осьминог – хищник, питается моллюсками, улитками, ракообразными, рыбой, планктоном.

Беседа о море и морских обитателях.

Педагог: Вы много узнали о море и морских обитателях, прошу вас ответить на мои вопросы.

Как называется море, недалеко от побережья которого мы живём?

Назовите птиц, которые гнездятся по его обрывистым берегам.

Что означает слово «ластоногие», и каких ластоногих вы можете назвать?

Какие рыбы живут в Японском море?

Назовите, если запомнили, названия китов.

Кто живёт в зарослях морской травы?

Кого можно встретить на морском дне?

Почему осьминога называют самым умным среди всех беспозвоночных?

Какую окраску может приобретать осьминог?

Чем он питается?

Дидактическая игра «Кто живёт в море?»

(На доске – лист ватмана, на котором изображено море с прибрежными скалами;

на ватмане наклеены небольшие квадраты двухстороннего скотча. На столе лежат в любом порядке вырезанные по контуру картинки с изображениями речных и морских обитателей. Задание детям: выбрать и разложить на ватмане только обитателей моря, живущих не только в воде, но и те, которые гнездятся на прибрежных скалах).

3. Динамическая пауза.

Педагог: А теперь, ребята, я приглашаю вас поиграть. (проводится подвижная игра «Караси и щука».

4. Практическая работа.

Лепка «Осьминог»

План

1. сообщение темы;

2. загадывание загадки;

3. чтение стихотворений детьми;

4. рассматривание картинки с изображением осьминога;

5. демонстрация образца поделки;

6. рассматривание деталей поделки;

7. пальчиковая гимнастика «Осьминожки»;

8. инструкция-план изготовления поделки «Осьминог»:

*вылепить туловище из шарика солёного теста коричневого или светло-коричневого цвета;

*приклеить глазки (горошки чёрного перца);

*нарисовать зубочисткой реснички;

*стеком обозначить рот;

*из тонких жгутиков солёного теста слепить щупальца, изогнув их в причудливой форме, и прикрепить к туловищу зубочистками;

*вдоль каждого щупальца приклеить присоски (маленькие шарики с углублениями от карандаша);

Примечание: все вылепленные части поделки постепенно раскладывать на основе (картоне, крепить их к основе при помощи жёсткой кисточки, смоченной в воде.

5. Выход из деятельности (подведение итога, анализ).

А теперь, ребята, все ваши поделки давайте разложим на листе ватмана, на котором нарисовано морское дно. Вы ведь знаете уже, что осьминоги любят прятаться в расщелинах. (Дети крепят свои поделки на квадратики двухстороннего скотча.) Обитатели подводного царства спокойно могут передвигаться в воде среди зелёных зарослей и камней. И оттого, что море мирное, спокойное, осьминогов стала много, все они такие яркие, красивые.

(Педагог читает стихотворение «Осьминог»):

Жил в глубоком море славный осьминог. Говорят, что было у него семь ног.

Непослушны были ноги у него, и шутом-танцором делали его.

Однажды прыгали-скакали – семь ботинок разорвали.

Чтоб ботинки починить, надо гвоздики прибить.

Осьминог взял молоточки и прибил враз все гвоздочки.

Не успел отдохнуть осьминог, снова пляшут его семь ног.

А кто из вас скажет, что в этом стихотворении не так? (ответы детей)

Правильно, у осьминога восемь ног.

Я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!

(в конце занятия можно провести игру «Море волнуется …»)

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

На месте морская фигура замри!

Литература

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М., Мозаика-Синтез, 2012.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Комплексные занятия», Волгоград, Издательство «Учитель», 2012.

3. Зимина Н. В. «Шедевры из солёного теста», М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

4. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать.», С. -П., Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997.

5. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя!»

6. Афанасьева И. П. «Маленькими шагами в большой мир знаний», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

7. Гришков В. И. «Детские подвижные игры» «Новосибирское книжное издательство», 1992.

8. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей», Творческий Центр «Сфера», М., 2005.

9. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., «Просвещение», 1991

Приложение

Пальчиковая гимнастика

1. Подводный мир

Посмотри скорей вокруг! (делать ладошку у лба «козырьком»).

Что ты видишь, милый друг? (приставить пальцы колечками у глаз).

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда. (разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

2. «Осьминог»

Убегает осьминог,

Выпускает восемь ног, («осьминог», «щупальца» вниз)

А когда еда вокруг,

Выставляет восемь рук. («осьминог», «щупальца» вверх)

3. «Осьминожки»

Плыли, плыли осьминожки, (резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)

Опустились на дорожку, (поставить пальцы на подушечки на колени)

Быстро, быстро побежали (пальцы «бегают» по коленям)

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять - (на слово «пять» показать раскрытые ладони)

Можно все пересчитать! (поочерёдно загнуть снова все пальцы в кулак)

4. «Осьминог»

Жил в глубоком море славный осьминог.

Говорят, что было у него семь ног.

Непослушны были ноги у него,

И шутом-танцором делали его.

Однажды прыгали-скакали –

Семь ботинок разорвали.

Чтоб ботинки починить,

Надо гвоздики прибить.

Осьминог взял молоточки

И прибил враз все гвоздочки.

Не успел отдохнуть осьминог,

Снова пляшут его семь ног.

Загадки

1. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - … (осьминог)

2. Всё без рук могу хватать! Ног моих не сосчитать!

Но а тот, кто всё же смог, говорит я - … (осьминог)

3. Груша с длинными ногами поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног! Это чудо - … (осьминог)

4. Известен он во многих странах: живёт в морях и океанах,

Ему не нужен тесный пруд, его второе имя - спрут.

Он может камня вид принять – умеет быстро цвет менять.

У него есть восемь ног… головоногий … (осьминог).

Стихотворения

«Осьминог и носорог»

У кого есть восемь ножек, тот зовётся осьминожек.

А у кого на носе рог, тот зовётся носорог.

***

У осьминога много ног, но ни одной руки, —

Как на ботинках осьминог завяжет сам шнурки? (Г. Дядина)

***

Где-то в море без дорог ходит, бродит осьминог,

И кипящая волна осьминогу не страшна! (Н. Светлячок)

***

Что с тобою, осьминог? - Я сегодня занемог,

Я сегодня очень плох, я гулял на берегу,

Весь до ниточки просох. (С. Пшеничных)

***

Сел обедать осьминожек, приготовил восемь ложек:

Как ему поесть сардин – ложек – восемь, рот – один! (Н. Зубарева)

***

Восемь ног у осьминога. Это мало или много?

Это больше, чем у птицы, ведь у птиц их только две.

Две у маленькой синицы, две у чайки в синеве.

Это больше, чем у кошки, у неё – четыре ножки.

Больше, чем и у жучка, что спустился с чердака.

У жучка ведь только шесть, а не восемь ножек есть.

Вот какой он – осьминог! Это много – восемь ног. (В. Степанов)

Подвижная игра «Караси и щука».

Цель: развивать бег в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование: шапочка с нарисованной картинкой щуки.

Ход игры

Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят один от другого на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель выбирает одного ребенка «щукой». «Щука» встает вне круга, остальные дети-«караси» плавают (бегают) в середине круга-«ставка». На сигнал воспитателя «щука!» ребенок-«щука» быстро вбегает в круг (ставок) и старается поймать «карасей», которые спешат сесть или встать за товарища, стоящего в кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманных «щука» забирает из круга. Игра заканчивается, когда «щука» поймает определённое количество «карасей». Затем воспитатель выбирает новую «щуку». Игра повторяется.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Подводное царство» Тема занятия: Подводное царство. Цель занятия: создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: расширять и систематизировать знания детей о подводном мире, морских обитателях, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной.

Конспект НОД по ручному труду «Подводное царство» Программное содержание. 1. Продолжать знакомить детей с обитателями моря. Обращать внимание на их красоту и разнообразие. Показать детям.

Конспект ННОД «Путешествие в подводное царство-государство» Тема: «Путешествие в подводное царство-государство». Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное.

Конспект проведения НОД на тему: «Волшебный мир — подводное царство» в подготовительной группеКонспект проведения НОД на тему: «Волшебный мир — подводное царство» в подготовительной группе Цель: создавать условия для развития творческих способностей и кругозора детей через изобразительное творчество. Задачи: Воспитывать эстетическое.

«Путешествие в подводное царство». Конспект занятия «Готовность детей к школьному обучению» Цель: Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие разговорной речи, коммуникативных навыков,.

Конспект занятия «Путешествие в подводное царство» (для детей второй младшей группы) Программное содержание: 1. Развитие умения анализировать структуру объекта- узнавать и называть части тела рыбки- голова, тело, плавники.

Конспект занятия в средней группе «Экскурсия в подводное царство» Путешествие «в подводное царство».(Занятие в средней группе) Цели изадачи: 1. Дать понятие детям, что в водоеме, так же, как на земле животные,.

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ «Подводное царство» Организованная образовательная деятельность в старшей группе по ФЦКМ «Подводное царство» Долгова Людмила Цель: расширять представление.

Конспект занятия «Подводное царство» (средняя группа) ВидеоКонспект занятия «Подводное царство» (средняя группа) Видео Видеоотчет Цель: – используя наглядные материалы, помочь детям принять участие в диалоге на общую тему «Подводное царство»; - сформировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Волшебная страна-подводное царство. Осьминог»
Опубликовано: 7 апреля 2017 в 04:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД