Наталья Чендева
Конспект занятия «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний детей о свойствах воды, формирование начальных представлений о круговороте воды в природе.
Задачи.
1. Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека, в доступной форме познакомить с круговоротом воды в природе через опытно-экспериментальную деятельность.
2. Стимулировать познавательную активность, учить анализировать.
3. Упражнять в правильной артикуляции звуков, развивать мелкую и общую моторику.
4. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными по теме занятия.
Публикация «Конспект занятия „Волшебница вода“» размещена в разделах
5. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание при решении проблемных ситуаций.
6. Закреплять навыки детей в умывании, знание предметов туалета и их назначение; воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть опрятным, аккуратным.
7. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой?», К. И. Чуковский «Федорино горе»; рассматривание иллюстраций водоемов, репродукций художников И. Айвозовского, В. Васнецова; наблюдение: «Где в группе вода?», за дождем, за таянием снега; беседа «Как беречь воду».
Части занятия :
1. Сюрпризный момент, проблемная ситуация.
2. Беседа про весну.
3. Массаж лица «Мы весну встречаем».
4. Загадывание загадки про дождь.
5. Двигательное упражнение «Лужа».
6. Круговорот воды в природе (экспериментальная деятельность)
7. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
8. Массаж спины «Капля раз….».
9. Загадывание загадки про воду.
10. Ситуация неожиданности.
11. Звуки воды.
12. Свойства воды.
13. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
14. Упражнение в культурно-гигиенических навыках «Умывание Маши».
15. Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико».
16. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы».
17. Пускание мыльных пузырей.
Ход.
- Кто–то стучит к нам в дверь, давайте посмотрим.
- Ой, это к нам пришла кукла Маша. Ребята, Маша чем-то очень расстроена, посмотрите она вся в грязи. Ах ты, девочка чумазая, где же ты так вся измазалась? Оказывается, Маша спешила в гости к своему другу Мишке, упала в лужу и вся испачкалась. Маша удивляется, так как вчера еще не было луж на улице, а сегодня откуда-то они взялись.
- Ребята, откуда появились лужи? (снег стал таять)
- А почему снег тает? (стало тепло, пригрело солнышко, наступила весна)
- Давайте расскажем Маше, что происходит весной.
Чтение стихотворения с массажем лица.
Мы весну встречаем (поглаживающие движения от середины
С первыми ручьями. лба к верхней части ушей, от носа к
Они весело бегут, средней части ушей, от середины
Звонко песенку поют. подбородка к нижней части ушей)
Первые капели (постукивающие движения)
В полдень зазвенели.
Стал мороз весною слаб,
Снегу жарко: кап, кап, кап.
Шлепаем по лужам (похлопывающие движения)
После зимней стужи.
Каждый год весной потоп,
Под ногами: шлеп, шлеп, шлеп.
- А откуда еще появляются лужи. Слушайте загадку:
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (дождь)
- Да, ребята, когда идет дождь, тоже образуются лужи.
- И мы с вами обуваем что? (резиновые сапоги)
-Для чего? (чтобы не промокнуть)
Двигательное упражнение «Лужа» :
«Я иду, я иду, поднимаю ножки, - шагают
У меня на ногах новые сапожки. - выставляют ноги
Ой, ой, ой, посмотри, лужа – то какая. - качают головой
Ай, ай, ай, ай, ай, ай, лужа – то большая. - показывают руками
Высоко- высоко – высоко подпрыгну, - прыжок вверх на 2 ногах
Не боюсь, не боюсь, лужу перепрыгну. - прыжок вперед
Да – да – да, да – да – да.
Высоко подпрыгну, - прыжки
Да – да – да, да - да – да.
Лужу перепрыгну.
- А где у нас прячется дождик? Да, дождик идет из туч. Давайте с вами покажем Маше. Возьмите губки – это наши тучки. Сначала тучки легкие, в них нет воды, ни капельки, а в тарелочках у нас моря, океаны, из которых тучки набирают воду, капельки. Давайте опустим наши «тучки» в тарелочки, напитаем их водичкой, а затем наши «тучки» поднимаются вверх и становятся какими? (тяжелыми). И потом из тучек идет дождь (отжать губки, много капелек воды. Поняла, Маша, откуда идет дождь?
- Ребята, если дождик идет не сильный, то капельки какие (маленькие, а если – сильный (капельки большие, в летний дождь капли (теплые, а осенью (холодные).
- Давайте с вами еще раз покажем, как капельки путешествуют.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Полетели капельки на землю (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими ручьями, а потом и реками, реки попадают в моря (образуют круг, плавают капельки в морях, а потом вспомнили, что их зовет тучка – мама. Солнышко пригрело, и капельки поднялись из морей обратно в тучку (подняли руки вверх, потянулись). Вернулись капельки в тучку, а из тучки опять пойдет что? (дождик).
- Повернулись все друг за другом по кругу и сделаем массаж спины «Капля раз….».
Капля раз, капля два - проводим пальцем по спине
Очень медленно сперва. сверху вниз
А потом, потом, потом - постукивание пальцами по спине
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, - поглаживание от позвоночника к
От дождя себя укрыли. бокам
- Очень много мы рассказали Маше о дожде, лужах, капельках, а умыть Машу мы забыли. Что же она так и будет грязной? Надо машу нам отмыть и в чистюлю превратить! Что же нам поможет? Слушайте загадку:
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я, кто я такая? (вода)
- А вот и она, водичка (брызнуть на детей из брызгалки – ситуация неожиданности).
-А еще вода может издавать разные звуки:
• когда вода течет из крана, мы слышим с – с – с – с;
• в кипящем чайнике мы слышим звук воды ш – ш – ш – ш;
• а еще вода может вырываться из крана, и мы слышим фр – фр – фр;
• когда дождик на улице капает кап – кап – кап.
- Если бросить камушек в воду, что услышим? Давайте подойдем и тихо
Послушаем. Что ответила водичка? Буль!
- Как вода сможет помочь Маше? (смоет грязь) Вот у нас здесь в тазу вода, попробуйте, какая она? (холодная) А в чайнике? Будем пробовать руками? (нет) Мы откроем крышку и увидим, что идет пар, значит вода какая (горячая, а если все же дотронуться, то можно обжечься. Какой водой будем мыть Машу холодной или горячей? А давайте сделаем водичку теплой, (налить горячую воду в таз с холодной). Какая стала вода? (теплая) Попробуйте руками. Как у нас получилась теплая вода? Вот в такой воде мы и помоем Машу, но ведь, чтобы умыться нам еще что-то нужно.
Игра «Чудесный мешочек» - достать и угадать на ощупь мыло и полотенце.
- Что мы сначала возьмем (мыло, дальше (опустим его в воду, намылим, и будем мыть Маше лицо). Намыливаем по очереди, какие части лица (лоб, глаза, нос, рот, подбородок).
А теперь смываем водой и проговариваем потешку:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Вот теперь наша Маша стала, какой? (чистой, умытой) Вода стала, какой? (грязной, мутной) А была какой? (чистой, прозрачной)
- Ребята, а мыться с мылом нужно только тогда, когда испачкаешься? Когда мы с вами моем руки с мылом, если кажется, что они чистые (перед едой, после туалета) Зачем? Что у нас может быть на руках?
- Давайте сядем и посмотрим, что нам тетушка Сова расскажет о микробах (просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»).
- Ребята, а когда в воду добавляют мыло, что получается? (пена) (показать в тазу). А что из этой пены можно пускать. Вот вам мыльные пузыри, покажите как вы с ними играете.