ЩЕТИНКИНА АЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Конспект образовательной деятельности «Волшебница-вода» во второй младшей группе
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность «Волшебница-вода».
Цель: создать условия для развития познавательной активности средствами экспериментирования с водой.
Задачи: создание условий для целостного представления детей о воде, как о природном явлении, для ознакомления детей со свойствами воды; создание условий для развития мыслительной активности и самостоятельности делать вывод; создание условий для воспитания бережного отношения к воде, умения работать сообща;
Предварительная работа:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Волшебница-вода“ во второй младшей группе» размещена в разделах
1. Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода».
2. Разучивание стихотворения «Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда»).
3. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.
4. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»;
Оборудование: для опытов: сахар, лимон, молоко, прозрачные баночки с крышками, разноцветные камешки, прозрачный кувшин с водой, одноразовые стаканы (по 2 стакана на каждого, ложки, картинки реки, озера, моря.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем! Возьмемся все за руки и громко скажем нашим гостям: «Доброе утро».
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются).
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
(включается аудиозапись «Шум дождя»)
Воспитатель: Ой, ребята, а что за шум? Вы слышите? (ответы детей).
Беседа: «Что такое дождь?»
Воспитатель: Ой, ребята, а что за шум? Вы слышите? (ответы детей) Верно, это шум дождя. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (ответы детей). Верно, дождь – это вода.
Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (рассматривание картинок)
Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода? (ответы детей) Она нужна растениям? (ответы детей) А для чего? (ответы детей) А нужна ли вода животным? (ответы детей) А для чего она нужна человеку? (ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи. Без воды нам никак не обойтись, только просыпаемся и сразу же идем умываться, вода освежает нас, делает чистыми, закаляет нас. Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй волшебницей водичкой (потешка «водичка» с показом действий).
Водичка — водичка, (ладони под воображаемую струю воды)
Умой мое личико, (ладонями «умывание лица»)
Чтобы глазки смотрели, (моргание глазками)
Чтобы щечки краснели, (потирание ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок, (щелкание зубами)
Чтоб улыбался роток. (широко улыбаемся)
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. И сегодня я предлагаю вам познакомиться с её свойствами. Для этого мы будем проводить опыты. Но для проведения опытов нам понадобиться оборудование.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу (лаборатория).
Воспитатель: «Вода - это жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: - Что происходит с водой?
Воспитатель: - Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, ее можно наливать, переливать, её называют жидкостью.
А что бы вам ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ
(вывешивается на доске).
Воспитатель: «У воды нет вкуса».
Возьмите стакан с водой и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети: У нее нет вкуса.
Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Давайте проверим. Положите в воду ложку сахарного песка. Размешайте и попробуйте, какая вода на вкус?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса. (вывешивает символ).
Воспитатель: «Вода не имеет запаха».
Понюхайте воду (дети нюхают воду в стакане). Чем пахнет?
Дети: Ничем.
(воспитатель кладет в стакан кусочек лимона).
Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет? (дети отвечают).
Это значит, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее что-нибудь добавить с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили. (вывешивает символ).
Воспитатель: «Вода прозрачная».
Воспитатель кладет в стакан с молоком разноцветные камешки.
Вы видите камешки?
Дети делают выводы.
Воспитатель кладет разноцветные камешки в стакан с водой.
Воспитатель: Вы видите камешки? А как вы думаете, почему мы их видим?
Дети: Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: Правильно, вода прозрачная (вывешивает символ).
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета? Я сейчас покажу вам фокус! Если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Ты вода-водица,
Стань-ка ты волшебной.
Будь вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель показывает фокус.
Воспитатель: Значит, вода может ещё и окрашиваться в разные цвета, то есть стать разноцветной. Вот это Волшебница вода. (вывешивает символ).
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас с вами делали?
Дети: Проводили опыты с водой.
Воспитатель: Что мы узнали?
Повторяют свойства воды по символам.
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру: «Кому нужна вода?» (играют).
Воспитатель: Ну, вот и все, понравилось наше путешествие в лабораторию? (Какие опыты с водой, вам понравились больше всех? (ответы детей).