МААМ-картинки

Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»

Олеся Чувашлева
Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»

Дидактические игры для сенсорного развития детей

третьего года жизни

Чувашлева Олеся Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 156» (г. Новокузнецк, Кемеровская область)

Маленький ребенок познает окружающий мир через

ощущения, т. е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта

и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно на-

капливает и расширяет свои представления о различных

свойствах предметов: их цвете и форме, величине и стро-

Публикация «Вопросы дошкольной педагогики „Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни“» размещена в разделах

ении, об их положении в пространстве и пропорциях, за-

пахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.

При этом совершенствуются все виды восприятия,

улучшается деятельность органов чувств и происходит

накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем

поможет усвоению и использованию сенсорных эта-

лонов. Всё вышеперечисленное способствует умствен-

ному развитию ребенка.

Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, раз-

личает некоторые формы и величины. Но пока в первую

очередь он воспринимает самый главный признак пред-

мета. Так, например, ребенок замечает, что мяч кру-

глый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не

может ещё уяснить, что все мячи — круглые [1].

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей,

советую прибегнуть к ряду рекомендаций:

——Обращайте внимание ребенка на цвет предметов

(красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый,

оранжевый, фиолетовый, коричневый).

——Предлагайте задания на различение формы пред-

метов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоу-

гольник. Начинайте знакомить малыша с объемными

геометрическими телами и их упрощенными назва-

ниями: кубик, шар, кирпичик.

——Наряду с известными понятиями о величине —

«большой», «маленький» — введите новое —

«средний».

——Привлекайте ребенка к формированию и различию

групп однородных предметов: один, мало, много.

—— Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками:

произведениями классической музыки, звучаниями

музыкальных инструментов и т. п.

——В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка

воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.

—— Подбирайте специальные дидактические игры

с предметами, в ходе которых ребенок в игровой

форме будет знакомиться со свойствами пред-

метов.

——Не требуйте от ребенка обязательного запоминания

и употребления слов, обозначающих свойства пред-

метов. Главное, чтобы он умел различать эти свой-

ства в ходе практической деятельности.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его

успешного осуществления различных видов деятель-

ности, формирования различных способностей. Поэ-

тому сенсорное воспитание должно планомерно и систе-

матически включаться во все моменты жизни ребенка.

[2]

Предлагаю вашему вниманию несколько дидакти-

ческих игр которые, на мой взгляд, помогут вашем ма-

лышам без особых усилий и в игровой форме освоить

«сенсорные эталоны»

Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления

о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения

предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, пра-

вильно отобрать овощи для покупателей.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке то-

вара, не сердить директора ежика.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей в новый овощной ма-

газин. На прилавке много товара: свекла, картошка,

морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в ма-

газине продавцами. Директор магазина ежик пригла-

шает продавцов и дает им задание: разложить по кор-

зинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить:

отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети

ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить

овощи с овощной базы на машинах по детским садам,

магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упа-

ковывать овощи большей и меньшей величины).

Рис. 1. Корзина с овощами

Воспитание и развитие

29

Игра «Строим дом».

Дидактическая задача. Развивать представления

детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Построить домики для собачки

и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал,

который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку

(игрушки, сообщает, что эти животные хотят построить

домики, и предлагает помощь в строительстве: «Со-

бачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков.

Надо ехать в магазин строительных материалов. В мага-

зине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков,

кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут,

потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из ку-

биков — кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают

собачке и кошке их домики. Животные радуются и ве-

село пляшут.

Вариант игры. Можно предложить детям строить до-

мики из кубиков разного цвета: собачке — из красных,

кошке — из синих.

Игра «Разные кружки для зайца и лисы».

Дидактическая задача. Развивать представления

детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.

Игровое правило. Правильно отобрать коврики и по-

грузить на машины соответствующих цветов.

Ход игры.

Воспитатель приносит два домика и говорит детям,

что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери де-

лают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили

постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зве-

рятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики,

похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики:

зеленые и красные (пластины из строительного набора

или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать

коврики и погрузить их на машину, для лисы — красные

кружки, для зайца — зеленые.

Вариант игры. Предложить детям отобрать ков-

рики большие и маленькие одного цвета; разных цветов,

разных форм одного цвета.

Игра «Большие и маленькие мячики».

Дидактическая задача. Учить различать цвет и вели-

чину (большой — маленький); развивать чувство ритма;

ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по

цвету и величине.

Ход игры.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов

(синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины

(большие и маленькие). Показывает, как они ритмично

подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы — большую и ма-

ленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для

себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет пои-

грать с мячом». Предлагает детям подобрать куклам

мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой

кукле — большой мячик, маленькой кукле — ма-

ленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч

желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится:

ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Вос-

питатель предлагает ребятам успокоить кукол: подо-

брать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактиче-

ские игры : «Подбери петушку перышки», «Подбери

попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Со-

бери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие

другие игры.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Поделки к Международному женскому Дню 8 марта!Поделки к Международному женскому Дню 8 марта! Название работы: Мамина любимая Кошечка Куратор: Князькина Елена Владимировна Ребенок: Румянцева Злата Возраст: 4,5 года Название работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»
Опубликовано: 30 марта 2015 в 15:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД