Консультация «Воспитание чуткости через сказку»

Королева Ирина
Консультация «Воспитание чуткости через сказку»

«Учить чувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании…».

В. А. Сухомлинский

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение, Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества? Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей - важная задача. Так как прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать.

Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю.

Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в детстве. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания.

18.08.2013

Сказка - источник воспитания.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно пере­оценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными норма­ми, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художествен­ным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит - сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении чело­века и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, со­общают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь лю­дей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменения­ми в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром та­кие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой - видели в сказке отражение души рус­ского народа.

«Представляется несомненным - сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное созна­ние от язычества к христианству», - писал Е. Н. Трубецкой.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности тра­диционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращаю­щих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлека­тельное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и мно­гогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказ­ки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее по­коление учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому моя программа стремится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки».

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христи­анской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравствен­ные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в ре­альной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ре­бенка, например, «Доброму Бог помогает».

Воспитание христианских добродетелей создают реальные психоло­гические условия для формирования социальной адаптации: развития со­циальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межлич­ностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.

Публикации по теме:

Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку» «Формирование элементарных математических представлений через сказку»[/b] Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки.

Игровое занятие по развитию диалогической речи через театральную деятельность в старшей группе «Путешествие в сказку» Открытое игровое занятие " Путешествие в сказку" Цель: продолжать развивать диалогическую речь через театральную деятельность. Задачи:.

Консультация для родителей младшей группы «В мир музыки через сказку» Консультация для родителей младшей группы «В мир музыки через сказку» Давайте на минуту представим, что из нашей жизни исчезла музыка. Сложно.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой» Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»Понимание.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой» Консультация на тему: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой». В настоящее время нравственно - патриотическое.

Опыт работы «Развитие экологического мышления у детей и взрослых через сказку» Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. И этот язык надо изучать. Актуальность: в настоящее время продолжает оставаться.

Проект по социально — коммуникативному развитию с детьми младшего дошкольного возраста «Через сказку в жизнь» Длительность проекта с 13.03 по 26.03.2018 г. был направлен на «Формирование социально-коммуникативных навыков младших дошкольников посредством.

Консультация «Воспитание спортивного духа у детей через личный пример родителей»Консультация «Воспитание спортивного духа у детей через личный пример родителей» Большинство родителей отдаёт своих детей в спортивные секции различного рода – это и командные виды спорта (хоккей, футбол, и индивидуальные.

Экологическое воспитание дошкольников через уголок природы «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация «Воспитание чуткости через сказку»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 08:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть...
Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от...
Фотоочерк «День космоса на МAAM» из опыта работы
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Консультация для родителей «ПДД для детей дошкольного возраста»
С полутора лет можно играть с детьми в игру на внимание. Попросите найти и показать транспорт определённого цвета или марки: «Где находится грузовик? Ты...