Воспитание детей раннего возраста в народных традициях

юля петрова
Воспитание детей раннего возраста в народных традициях

Ранний возраст – раннее детство – это уникальный период в жизни человека. Это установление базовых отношений ребёнка с миром. Именно в этом возрасте закладываются основы личности. И для того чтобы маленький человек вырос большим патриотом своей Родины, необходимо полностью погрузить его в традиционную фольклорную среду.

В наше время очень большое влияние на развитие ребёнка оказывает западная культура: музыка, книги. Фильмы, игрушки, мультфильмы. Очень настораживает, что под массовым воздействием этой культуры подрастает нынешнее поколение. Почему- то великая культура русского народа, в которой очень много своих традиций, обычаев, обрядов, уникального фольклора, стала забываться, и от этого, можно сказать деформируется чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Именно поэтому сейчас с раннего детства необходимо воспитывать у детей нравственные патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения.

На сегодня каждый родитель хочет как можно раньше начать развивать своего ребёнка. Для этого они выбирают различные развивающие центры, ясли- сады, и т. д. и даже методики развития своего чада. При этом как- то забывается, что в русских народных традициях существует свой подход к воспитанию детей, который не уступает современным методикам раннего развития, а в некоторых моментах даже превосходит их.

Во- первых малыши вовлекаются в жизнь семьи с самого раннего возраста. Трудиться ребёнок начинает с самого детства. В семье каждый ребёнок имел свои обязанности, в зависимости от возраста, при этом он получал необходимые для жизни навыки, чувствовал свою необходимость в семье.

Во- вторых- через песни, игры, сказки шло обучение. Конечно мамы и не думали, что напевая колыбельную малышам, они используют элементы методики раннего развития, но фактически так и было.

Рассмотрим некоторые средства передачи русских традиций, обычаев.

Колыбельная – воспринимая незамысловатый напев, ребёнок узнаёт звуки родной речи, начинает понимать обращение к нему мамы, узнавать её голос.

Пестушки, потешки- являются средством развития речи у детей раннего возраста, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентированной особенности детского сознания и самосознания.

Потягунушки, потягунушки,

Поперёк толстунушки,

А в ножках ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Читать или рассказывать сказки - одна из традиций народной культуры, которая сохранилась до наших дней. В каждой сказка заложены определённые нормы поведения, отступление от которых ведёт к плохим последствиям и наоборот,следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Морозко» вознаграждение за вежливость и трудолюбие, наказание за грубость, лень и хамство. Таким образом сказки помогают развивать воображение детей, предметно- образное мышление. Сказки способствуют усвоению ребёнком основных норм поведения и взаимодействия в социуме

Игрушки издревне использовались, чтобы научить ребёнка различать форму, величину, цвет, оттенки. Игрушкам отдавалось важное место. Издревне создавались специальные мастерские по изготовлению игрушек.

А загадки – это средство умственного развития. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума. С ростом детей загадки из предмета развлечения перерастают и выполняют функцию источника знаний. Они расширяют представления детей об окружающем мире.

Скороговорки- благодаря им дети учатся чётко и правильно говорить. Развивается речь.

Считалки- тренируют память и помогают в обучении счёту.

Игры хороводы, игры- догонялки и др. народные игры помогают развивать воображение, память, силу, ловкость.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т. е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, творчество, обогащает личность. Жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Следовательно, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Таким образом, воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения становятся сегодня важнейшими факторами развития России и обеспечения ее национальной безопасности.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Воспитание детей раннего возраста в народных традициях
Опубликовано: 2 марта 2021 в 20:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки