Папки-передвижки

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднеднего дошкольного возраста средствами подвижных игр

Мария Денисова
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднеднего дошкольного возраста средствами подвижных игр

Денисова М. К.

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №9», г. Саранск.

В настоящее время современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [18]. В числе основных задач ФГОС определяет: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Возрастает роль и значение поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. В условиях модернизации российского образования дошкольное воспитание как фундамент педагогической системы предполагает развитие у воспитанников общей культуры личности. В «Законе об образовании» (последняя редакция 2011 г.) [4] отмечается, что содержание образования «должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества». Воспитание у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам позволяет развить у них познавательный интерес к личности человека, человечность, нравственные нормы поведения, принятые в обществе.

Публикация «Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднеднего дошкольного возраста средствами подвижных игр» размещена в разделах

Одним из направлений духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является формирование доброжелательных взаимоотношений к сверстникам. Применительно к детям среднего дошкольного возраста, правильнее говорить о воспитании таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой. Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей друг с другом. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на сверстника, интерес к нему. Положительные взаимоотношения у детей среднего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать развивающую среду для совместной деятельности с включением подвижных игр.

Вопросами воспитания доброжелательных взаимоотношений в детском сообществе в отечественной дошкольной педагогике занимались Р С.  Буре [2], С.  В.  Кахнович [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11], Я.  Л.   Коломинский [13], Е.  О.  Смирнова [16] и др.

Агрессивность детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является неразрешимой проблемой для педагогов, работающих с детьми, начиная уже с воспитания в дошкольных образовательных организациях, что обеспечивает актуальность в разработке форм и методов воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста на первой ступени образования.

В условиях нашего поликультурного региона становиться актуальным вопрос воспитания детей в духе толерантности к представителям и носителям народной культуры.

Толерантность (от лат. яз. Tolerantia– терпение) [14] представляется нам как интегративное качество личности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста является основой для формирования культуры межличностных отношений. Культура межличностных отношений включает, прежде всего, аксиологические аспекты. Ребенок визуально воспринимает достижения культуры мастеров народных промыслов (одежда, кухня и др.) и произведения декоративно-прикладного искусства (игрушки, украшения и др., при этом у него формируется эмоциональный отклик. Знаниевый или когнитивный аспект возникает в процессе получения информации об историческом происхождении ремесла, о технике выполнения, биографии известных людей представителей того или иного этноса. И, наконец, деятельностный аспект возникает и проявляется в желании оценить и создать собственную творческую работу по мотивам увиденных произведений народного искусства.

Взаимосвязь воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста раскрывается на аксиологическом уровне. Формирование у ребенка ценностного отношения к личности другого человека, охватывает и его национальную, этническую и конфессиональную принадлежность.

Содержание поликультурного воспитания может быть рассмотрено как составной элемент формирования мировоззрения человека, как совокупность методов формирования толерантной позиции при взаимодействии с представителями разных культур, а также как способы и формы патриотического воспитания с помощью доступных детскому пониманию средств материальной (кухня, одежда, игрушки и др.)и духовной (сказки, игры, развлечения и др.) культуры общества.

В данной социальной действительности нашего региона положительные чувства воспитывают у детей к культуре титульной национальности (культура Мордовии). В нашем исследовании в парадигме эстетического воспитания детей дошкольного возраста [6; 9] рассматривается знакомство с творчеством всемирно известных скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи и живописца Федота Васильевича Сычкова. Между тем, раскрывается и культура русского народа в единстве с мордовским.

Содержание поликультурного воспитания включает в себя различные разработки, программы, монографии с направленностью на развитие у детей дошкольного возраста общей культуры личности и толерантного отношения к представителям различных этносов.

В содержание поликультурного воспитания мы выделяем три аспекта, прежде всего, это обучение детей дошкольного возраста, как навыкам взаимодействия, так и традициям разных народов – знаниевый или когнитивный. Второй аспект общее социокультурное, гражданственное и патриотическое воспитание. И, наконец, третий аспект – это нравственное развитие ребенка необходимое для его личностного становления.

Поэтому поликультурное воспитание может быть рассмотрено как сложная совокупность когнитивного восприятия ребенком другой личности, с ее этническими и конфессиональными особенностями с обязательными элементами оценивания и присваивания ценностного отношения, которое проявляется в гражданственных и патриотических качествах. Патриотические качества личности неотделимы от нравственных, выражающиеся особенно отчетливо в межличностных отношениях со сверстниками. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста проявляется в основах социальной компетентности и закладывает фундамент для формирования культурно-толерантного мировоззрения.

Необходимость поликультурного воспитания детей возникла после второй мировой войны. В это время только что созданные ЮНЕСКО и ООН взяли ориентир на новую культурную и образовательную политику, опирающуюся на прогрессивные общечеловеческие идеи поддержания личностного и конфессионального достоинства человека, наиболее ярко представленные в Декларации прав. Обозначенные позиции распространились и на образование. Возникает необходимость гуманизации условий воспитания, их демократизация, идея равности представителей всех национальностей в получении качественной медицинской и образовательной помощи, уважение всех людей, проживающих в новом послевоенном мире и осуждение политики тоталитаризма. Что проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни детей, заботе о здоровье людей, но, в особенности маленьких граждан свободного мира, борьбе с тоталитаризмом, расизмом, геноцидом в обществе и мракобесием в области медицины, в поддержке культурного разнообразия и поощрении развития национальных меньшинств в области социальной политики.

В современных философских, этнографических, культурологических и психолого-педагогических исследованиях (Ю.  В.  Бромлея [1], А.  Н.  Джуринского [3],  Г.  М.  Коджаспировой [12] и др.) переосмысливается трактовка и переоценивается значение понятий «межкультурное», «социокультурное», «поликультурное», «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого начала в человеке». Например, межкультурное воспитание может быть рассмотрено в аспектах экономического, гражданственного, правового и эстетического воспитания, как ознакомление детей с наследием человечества в различных областях культуры. Социокультурное воспитание связывается с понятием «социализация», с этикой и эстетикой вхождения ребенка в общество. Поликультурное воспитание отмечает аксиологическую значимость конфессиональной принадлежности человека. Сегодня интернациональное (межнациональное) воспитание трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации человека не только с собственным народом, но и с другими этносами.

А.  Н.  Джуринский [3] рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

Г.  М.  Коджаспирова [12] исходит из понимания, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям. Она предполагает, прежде всего, формирование культурно-толерантной личности с «высоким уровнем общей культуры».

Ряд авторов (Л.  Л.  Супрунова [17], Ю.  С.  Свиридченко [17] и др.) отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. В идеале такой человек обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, связывает готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности. Ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.

Анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что все выше представленные определения поликультурного воспитания могут претендовать на полноту раскрытия его сущности.

Развивающий потенциал подвижных игр для детей дошкольного возраста заключается в необходимости играющим договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам отмечали Р.  С.  Буре [2], С.  В.  Кахнович [10; 11], Т.  А.  Семенова [15], Е.  О.  Смирнова [16] и др.

Рассмотрение данной проблемы позволит более полно понять процесс формирования межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте.

При организации процесса воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста необходимо создание эмоционально-положительного климата в группе и моделирование педагогом ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим, включение детей в коллективную деятельность. При этом следует учитывать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными в данном возрасте, воспитание доброжелательности должно осуществляться через организацию собственного опыта ребенка.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности дошкольников.

С целью исследования опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 26 детей 4-х – 5-ти лет.

В ходе эксперимента были использованы следующие методики диагностики: «Два домика» (вариант Я.  Л.  Коломинского) [13], «Рассказ о друге» (вариант Е.  О.  Смирновой) [16], беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…».

Для проверки достоверности наличия различий между группами до и после обучающего эксперимента использовался t-критерий Стьюдента для экспериментальных выборок.

В ходе организации констатирующего этапа эксперимента у детей среднего дошкольного возраста преимущественно отмечено избирательное отношение к сверстникам, трудности в определении положительных качеств, умений и поступков у сверстников, оказание помощи сверстнику только в случае, если об этом его просит взрослый.

В решении коррекционно-развивающих задач по формированию позитивных межличностных отношений к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста нами были выбраны подвижные игры. Они помогают закрепить знания и умения доброжелательного общения, воспитывают «культуру межличностных отношений дошкольников» (термин С.  В.  Кахнович [5; 7; 8; 10; 11], помогают сформировать у детей навыки совместной деятельности, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать.

По результатам контрольного этапа исследования для детей среднего дошкольного возраста было характерно : позитивное отношение к сверстникам, их принятие, расположение, способность видеть и ценить в сверстниках различные позитивные качества, умения и поступки, готовность и проявление опыта дружелюбия по отношению к сверстникам. Отмечены выявленные достоверные различия между дошкольниками до и после обучающего эксперимента по выделенным критериям: эмоциональный компонент (при p 0,01, когнитивный компонент (при p 0,01, поведенческий компонент (при p 0,01) и по общему уровню развития доброжелательных отношений со сверстниками (при p 0,01).

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения подвижных игр в формировании опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста.

Межличностная сфера ребенка проявляется через его поведение, общение, коммуникативные способности, межличностные отношения, которые зависят от внешней стороны личности или эмоционального отношения к другим людям, а также от внутреннего мира ребенка: его эмоций, чувств, потребностей, мотивов, привычек, интеллекта, задатков, способностей и направленности. Скрытой стороной личности является его отношение к окружающим людям, которое проявляется через эмоции, чувства, потребности и мотивы поведения, либо положительные, либо отрицательные. Поэтому коррекция межличностной сферы ребенка должна охватывать как внешние стороны личности ребенка, так и его внутренний мир, который в большей степени подлежит не изменению, а изучению. Воспитание у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам средствами подвижных игр в условиях поликультурного воспитания позволяет сделать акцент на ценностном отношении к личности другого человека с учетом его этнической и конфессиональной принадлежности.

Список использованных источников

1. Бромлей, Ю.  В. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ю.  В.  Бромлей. М. : Наука, 1983. 432 с. тропосоциогенеза / Ю.  В.  Бромлей. М. : Наука, 1983. 432 с.

2. Буре, Р.  С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : учеб. пособие / Р.  С.  Буре. М. : Просвещение, 2009. 141 с

3. Джуринский, А.  Н. История педагогики : учебное пособие / А.  Н.  Джуринский. – М. :Владосс, 2000. – 432 с.

4. Закон об образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: 1sentyabrya.ru› [18.04.2016].

5. Кахнович С.  В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству / С.  В.  Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 236 с.

6. Кахнович С.  В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию дошкольников на материале ознакомления с творчеством Ф.  В.  Сычкова / С.  В.  Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 12. – С. 68 – 71.

7. Кахнович, С.  В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности / С.  В.  Кахнович // Гуманитарные науки и образование. – 2012. –№ 4 (12). С. 26 29.

8. Кахнович, С.  В. Подготовка будущих педагогов к формированию у дошкольников основ культуры межличностных отношений / С.  В.  Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 6. С. 69 73.

9. Кахнович С.  В. О том, как мы знакомим детей с творчеством мордовского скульптора С.  Д.  Эрьзи (для работы со старшими дошкольниками) / С.  В.  Кахнович // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. – С. 80 – 87.

10. Кахнович С.  В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С.  В.  Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 7. С. 79 83.

11. Кахнович С.  В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С.  В.  Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 8. С. 88 91.

12. Коджаспирова, Г.  М. Поликультурная подготовка учителя начальных классов / Г.  М.  Кождаспирова // Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона» 22-23 сентября 2011г. : [материалы] // редкол. И.  Г.  Рябова (отв. ред.) [и др. ]; Мордов.  гос.  пед.   ин-т. – Саранск, 2012. – С. 4 – 7.

13. Коломинский, Я.  Л. Учителю о психологии детей : книга для учителя / Я.  Л.  Коломинский, Е.  А.  Панько. – М. : Просвещение, 2000. – 190 с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Стихотворения про маму, про пылесос, про уборку и обязанности по дому Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения про уборку, пришивание пуговицы и поход для детей на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднеднего дошкольного возраста средствами подвижных игр
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД