Татьяна Кузьмина
Воспитание дошкольников посредством этнокультурного компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Кузьмина Татьяна Александровна, воспитатель I КК
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад №27 «Сказка»
муниципального образования г. Саяногорск
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.
Публикация «Воспитание дошкольников посредством этнокультурного компонента» размещена в разделах
Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира.
Представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в течение 3 –5 лет после рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно- ценностных ориентаций и в построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому этноподход в современном понимании – это психолого-педагогические условия, которые позволяют ребенку осознать и обрести свое место среди людей, в природном и социокультурном пространстве, с помощью овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для его этноса. Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи.
Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.
Для обобщения знаний детей нашей группы о родном крае мы создаём образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра.
Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Играя, дети сами погружаются в атмосферу культуры, атмосферу нового, интересного, ранее незнакомого им. Они с большим желанием начинают интересоваться, стараются узнать больше. В своей обыденной жизни начинают использовать эти знания.
В группе создан национальный уголок, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с хакасским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт.
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Список литературы:
1. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей. М., 2011. 176 с.
2. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сборник научных трудов / Под ред. Н. Я. Михайленко. М., 1978. 328с.
3. Дидактические игры этнокультурного содержания / Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. Ульяновск, 2008. 50с.