Лучший педагог года

Воспитание духовности как основной аспект нравственного развития личности ребенка

Екатерина Борисовна Кувшинова
Воспитание духовности как основной аспект нравственного развития личности ребенка

«С чего начинается Родина?»…Всем нам хорошо знакомы слова этой старой песни, и я не знаю, почему сегодня мне вспомнились именно они. Действительно, с чего начинается Родина? С любви к матери и отцу, родным местам? С любви к хрупкому растению, выращенному из нежного семечка? Или с жалости к несчастному брошенному щенку, для которого кусочек хлеба - это радость?. Не знаю. Но точно помню, что я думала об этом в детстве, когда слышала трогающий за струны души мотив. Жизнь идет. Сейчас я думаю, что Родина начинается с честного отношения к самому себе. Говоря иначе- с самовоспитания, самоорганизации. Что мы знаем об этом? Способны ли мы разобраться в таких понятиях как совесть, сострадание, искренность, доброта, милосердие? Ведь их нельзя потрогать руками, потому что эти жизненные ценности духовны. Без сомнения, сейчас в нашем обществе остро стоит проблема нравственного воспитания человека. Выдающийся немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах сказал: «Хорошо и нравственно - это одно и то же»

Публикация «Воспитание духовности как основной аспект нравственного развития личности ребенка» размещена в разделах

Нравственное самовоспитание открывает нам единственно верную дорогу в жизни - это утверждение любви, взаимной заботы, ответственности за совершенные дела и поступки. Так где же эта грань между добром и злом? Где эта ниточка, которую мы потеряли? И разве может быть злым человек, чье сердце сжалось при виде погибающего комнатного цветка в окне старого дома, предназначенного под снос? И верится, что ребенок, заплакавший при виде птицы со сломанным крылом, не вырастет жестоким человеком. Еще хочется добра…И в праздник Великой Победы 9мая хочется видеть скорбь в глазах людей. Хочется, чтобы была жива память о погибших воинах, которые отдали за нас жизнь. Честь им - и есть духовная ценность народа и гражданина страны. Что же случилось с нами, с великим народом, победившим фашизм? И как сделать так, чтобы наши дети не стали жертвами цинизма и бездушия?

В последнее время очень много говорится о реформах образования. Со времен моего школьного детства их было очень много. Сегодняшние дети проводят слишком много времени за компьютером, нежели за книгами. Это, конечно, неплохо. Но, согласитесь, большинство из них судят о великих произведениях Достоевского, Пушкина, Толстого по громким экранизациям.

Думать страшно, что в жертву прогрессу, мы можем принести огромнейшее духовное богатство, накопленное предыдущими поколениями, нашим великим русским народом.

В этой ситуации огромное значение приобретает духовное воспитание в семье. Думается - это единственный выход.

Сегодня я хочу поведать о двух случаях из нашей жизни. Наверное, эти истории о воспитании. Какое простое слово - «воспитание». Происходит от глагола «воспитать», из вос- + питать, далее от праславянского, от которого в числе прочего произошло: старо-славянское –пит ти. В русском слове корень общий с глаголом «питать», что гораздо правильнее. "Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной" (Ушинский). Мы воспитываем, и, значит питаем почву души …

Эти понятия - рядом. Воспитание и духовность.

Вот они, две обыкновенные, казалось бы, ничем не примечательные истории, о которых сегодня мне захотелось рассказать, уважаемый читатель. Итак, история первая. О ней мне поведала моя сестра, оказавшаяся в самом «эпицентре» событий.

Час пик. В городском автобусе едут с работы угрюмые, уставшие люди…Кто-то смотрит в окно, кто-то тихо разговаривает по телефону, а кто-то просто отдыхает в дороге. Тишину нарушила маленькая девочка, вошедшая в автобус за руку с мамой.

- А где я буду сидеть!- тут же закричал ребенок, увидев, что все места в салоне уже заняты. Пассажиры замерли…

- Почему мне никто не уступает место!- продолжала негодовать девочка.

- Мне всегда уступают место, а сейчас нет!

Ответ мамы был лаконичным:

- Потому что все дяди и тети в этом автобусе плохие и невоспитанные, а в другом автобусе были хорошие…

Девочка не успокаивалась, она кричала и топала ногой. Молодая женщина укоризненно покачала головой, а пожилой мужчина, сидевший на заднем сиденье, уступил место маленькой скандалистке. Мама победно оглядела пассажиров автобуса. Но девочка не унималась:

- Я хочу сидеть у окошка! Я всегда сижу у окошка!

Сидящий рядом пассажир виновато вздохнул и поменялся с ней местами…

Удивительные совпадения иногда случаются в нашей жизни, и поэтому вторая история произошла уже со мной…

Такой же вечер. Тот же самый час пик. Я возвращаюсь домой с покупками из любимого магазина, и совсем не сетую на то, что мне приходится буквально «висеть» на подножке переполненного автобуса. Остановка. Открываются двери, и в автобус заходят немолодой мужчина и мальчик лет четырех. Постояв с полминуты, мальчик негромко делает заявление: «Я хочу сесть!» Мужчина (по всей видимости, это был дедушка мальчика) произносит фразу: «Все люди едут с работы. Все устали». Мальчик спокойно отвечает: «Я тоже устал», но не двигается с места, а только начинает вежливо просить кондуктора: «Тетя! Можно я сяду!» Дедушка доходчиво объясняет внуку, что это место рабочее, и успокаивает мальчика словами о том, что он мужчина, и может постоять, тем более, что ехать им недолго. Такой уж у меня характер - я не удержалась и похвалила мальчика. Мужчина улыбнулся и сказал:

-Он у нас еще гимн России наизусть знает!

Это потрясло меня. Ребенок держался, как стойкий оловянный солдатик! Он стоял и просто смотрел в окно. А я ехала и думала. Вот они - два антипода, две простые истории, два примера воспитания. Дети - это наш завтрашний день, это - наше зеркало, и дети отражаются в нас, в наших делах, словах, поступках. Важно всегда об этом помнить. И совершенно точно можно сказать, что этот мальчик вырастет мужчиной. Он не обидит слабого, не сломает куст, он будет нежно любить свою мать, и обязательно- Родину, и значит, что он вырастет настоящим гражданином, патриотом своей страны. Потому что все начинается с семьи, где сын почитает отца, а дед помогает воспитывать внука. И очень тревожно за девочку, которая искренне считает, что ее интересы выше других, и она просто не в состоянии понять, что может быть по-другому. Впрочем, как и ее мама. Невоспитанность. Иначе говоря, пробел, промах, явный пример эгоцентризма. Эгоцентризм- это ощущение себя центром мира и всех событий, потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Как же нужно правильно воспитывать детей? Есть много правил, методик, но все-таки самый лучший способ - это личный пример. Пример ДОБРА. Если вы будете любить людей, если вы будете готовы помочь беспомощному человеку, бездомной собаке, раненой птице, ваш ребенок вырастет таким же, и вы будете горды им. Макаренко сказал: «Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги…Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

Живите в гармонии самим собой и с окружающим, стремитесь помогать, любить! Навестите своих родителей, купите им лекарства, улыбнитесь прохожему на улице, прочитайте хорошую книгу, насыпьте семечек птицам и погладьте соседскую кошку. Можете просто посмотреть в окно и подумать: а правильно ли я живу? Какие слова я говорю? Честен ли? Не делаю ли я больно кому-то? И кем же станут мои дети, когда вырастут, и все ли я сделал для того, чтобы они стали настоящими людьми, а значит и патриотами своей страны? И еще-всей душой любите свою Родину. Как известно, Родина у человека всегда одна. А нам повезло больше, потому что мы родились великой стране - России!

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа». Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовности как основной аспект нравственного развития личности ребенка
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 15:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД