Получи документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Лариса Караванова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.

Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах

Для ребёнка раннего возраста большое значение имеет сформированность культурно-гигиенических навыков, самостоятельность их применения. Важно подчеркнуть, что с первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не простое освоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.

В последние годы дети приходят чаще не с соответствующими возрасту культурно гигиеническими навыками. Некоторые даже не приучены к ложке или чашке. Причинами являются чаще недостаточное семейное воспитание, занятость родителей или неосведомленность о важности культурно – гигиенических навыков для развития малыша.

Мониторинг динамики развития ребенка, его индивидуальных способно-стей проводился нами по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной.

Данное обследование проводится два раза в год: в начале года и в конце.

На основании результатов обследования детей была поставлена цель работы: Способствовать формированию и самостоятельному применению культурно – гигиенических навыков детьми раннего возраста.

Работа включала в себя следующие этапы работы:

1. Ознакомление детей с туалетными принадлежностями, обучение действию.

2. Закрепление навыков.

3. Самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков.

На первом этапе мы знакомили детей с последовательностью умывания, одева-ния и других культурно – гигиенических навыков и использовали следующие методы: показ действия, объяснение, упражнение. Для дополнительной мотивации широко используем игровые приемы, художественное слово, потешки. Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в НОД по ознакомлению с окружающим. В НОД постоянным гостем было Солнышко, которому объясняем и показываем зачем мы умываемся, последовательно одеваемся, как складываем одежду.

Формы организации НОД старались разнообразить, это и игры-путешествия, дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»,

разнообразные пальчиковые игры: «Сорока - Ворона», «Мальчик - пальчик», «Дружная семейка» «Улитка», «Котята». Эти упражнения повторяли и в НОД, и в режимных моментах, и в повседневной жизни.

Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы пе-решли ко второму этапу.

Цель которого: закрепление культурно – гигиенических навыков.

На данном этапе мы использовали следующие методы:

Упражнения с использованием потешек и художественного слова;

Игровые упражнения;

Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»

Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда)

Дополнительная мотивация и контроль «Солнышко» радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.

Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки, запомнили и называли действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, полотенце, грязный – чистый, мокрый – сухой, теплый – холодный, моем руки, вытираем руки, намыливаем руки, отжимаем руки, мы перешли к третьему этапу.

Цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе мы использовали такие методы как, наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, быстро и последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду. Арина и Лиза, которые одеваются самыми первыми, помогают и другим детям.

Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями. Использовали разнообразные формы работы: консультации, анкетирование, развлечения, фотовыставки.

При помощи таких форм мы приобщали родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, возросла активность родителей, их заинтересованность во взаимодействии с воспитателем.

Исходя из повторного обследования нервно – психического развития детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной и наблюдения за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

* повышение самостоятельности детей.

* развитие мелкой моторики рук.

*овладение детьми последовательности выполнения культурно – гигиенического навыка (мытье рук, одевание, раздевание).

* улучшение отношений между детьми.

* повышение интереса родителей к формированию культурно – гигиенического навыка

Итоги работы показали, что формирование культурно - гигиенического навыков способствует развитию не только формированию основ здорового образа жизни, но и развитию речи, самостоятельности, мелкой моторики.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Консультация «С чего начинается познание?» «С чего начинается познание?» Раннее детство- это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 09:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД