Лариса Караванова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.
Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
Для ребёнка раннего возраста большое значение имеет сформированность культурно-гигиенических навыков, самостоятельность их применения. Важно подчеркнуть, что с первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не простое освоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.
В последние годы дети приходят чаще не с соответствующими возрасту культурно гигиеническими навыками. Некоторые даже не приучены к ложке или чашке. Причинами являются чаще недостаточное семейное воспитание, занятость родителей или неосведомленность о важности культурно – гигиенических навыков для развития малыша.
Мониторинг динамики развития ребенка, его индивидуальных способно-стей проводился нами по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной.
Данное обследование проводится два раза в год: в начале года и в конце.
На основании результатов обследования детей была поставлена цель работы: Способствовать формированию и самостоятельному применению культурно – гигиенических навыков детьми раннего возраста.
Работа включала в себя следующие этапы работы:
1. Ознакомление детей с туалетными принадлежностями, обучение действию.
2. Закрепление навыков.
3. Самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков.
На первом этапе мы знакомили детей с последовательностью умывания, одева-ния и других культурно – гигиенических навыков и использовали следующие методы: показ действия, объяснение, упражнение. Для дополнительной мотивации широко используем игровые приемы, художественное слово, потешки. Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в НОД по ознакомлению с окружающим. В НОД постоянным гостем было Солнышко, которому объясняем и показываем зачем мы умываемся, последовательно одеваемся, как складываем одежду.
Формы организации НОД старались разнообразить, это и игры-путешествия, дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»,
разнообразные пальчиковые игры: «Сорока - Ворона», «Мальчик - пальчик», «Дружная семейка» «Улитка», «Котята». Эти упражнения повторяли и в НОД, и в режимных моментах, и в повседневной жизни.
Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы пе-решли ко второму этапу.
Цель которого: закрепление культурно – гигиенических навыков.
На данном этапе мы использовали следующие методы:
Упражнения с использованием потешек и художественного слова;
Игровые упражнения;
Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»
Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда)
Дополнительная мотивация и контроль «Солнышко» радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.
Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки, запомнили и называли действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, полотенце, грязный – чистый, мокрый – сухой, теплый – холодный, моем руки, вытираем руки, намыливаем руки, отжимаем руки, мы перешли к третьему этапу.
Цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе мы использовали такие методы как, наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, быстро и последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду. Арина и Лиза, которые одеваются самыми первыми, помогают и другим детям.
Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями. Использовали разнообразные формы работы: консультации, анкетирование, развлечения, фотовыставки.
При помощи таких форм мы приобщали родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, возросла активность родителей, их заинтересованность во взаимодействии с воспитателем.
Исходя из повторного обследования нервно – психического развития детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной и наблюдения за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение самостоятельности детей.
* развитие мелкой моторики рук.
*овладение детьми последовательности выполнения культурно – гигиенического навыка (мытье рук, одевание, раздевание).
* улучшение отношений между детьми.
* повышение интереса родителей к формированию культурно – гигиенического навыка
Итоги работы показали, что формирование культурно - гигиенического навыков способствует развитию не только формированию основ здорового образа жизни, но и развитию речи, самостоятельности, мелкой моторики.