Папки-передвижки

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

Надежда Уфимцева
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уфимцева Надежда

22 сентября 2022

Общение – это самая большая ценность в нашей жизни.

В настоящее время прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.

Публикация «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На современном этапе развития общества большое значение придаётся проблеме воспитания культуры общения детей. Благополучное будущее наших детей в немалой степени зависит от их способности правильно общаться с окружающими. Их истинная человеческая сущность будет проявляться в том, насколько они будут уметь общаться и взаимодействовать с другими людьми. Ведь каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе.

Исследования Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, определяющих практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста. В этой связи в современной системе образования особую актуальность и приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», - отмечал В. В. Давыдов. Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М. И. Лисиной, Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет :

Формирование у детей знаний норм и правил общения;

Умение общаться с окружающими;

Желание ребёнка вступать в контакт;

Предупреждает негуманное проявление эмоций.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребёнка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей.

Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность. Эта нравственная черта личности, показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей это умение.

Общительность. В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям.

Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения – одна из главных.

Культура речевого общения дошкольника с взрослыми и сверстниками - это выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, слов, жестов. Ребёнка нужно научить замечать состояние других людей.

Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребёнок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Ребёнок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

Подготовка ребё нка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду затем в школе. Когда ребёнок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нём возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Практическая часть

По реализации поставленной цели и задач в начале года провела обследование знаний, умений и навыков по культуре общения с взрослыми и сверстниками среди детей старшей группы. По результатам диагностики разработала перспективно – тематический план работы с детьми, который осуществляется в клубе «Вежливые дети».

Провожу комплексную работу по формированию культуры общения детей : использую различные формы, методы и приёмы работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками. При работе с детьми сочетаю словесные методы и приёмы с наглядными и практическими. Особое внимание уделяю таким методам воспитания : беседам с детьми; использованию художественного слова; рассматриванию иллюстраций; комплиментам, как одному из видов поощрения; проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений; драматизации отдельных произведений; положительному примеру.

Использую такие формы работы в совместной с детьми деятельности:

Беседы: «Зачем быть вежливым?», «Все начинается со слова «Здравствуй!», «Расставаясь, говорим мы «До свидания!»,

«Волшебные слова «Спасибо» и «Пожалуйста», «Вежливая просьба» и другие;

Чтение художественных произведений таких авторов, как С. Я. Маршака, Г. Остера, В. Осеевой, С. А. Насонкиной, Э. Р. Измаиловой, А. Яшина, М. Дружининой, в произведениях которых ярко прослеживаются вопросы нравственного воспитания детей;

Игры – драматизации: «Спектакль игрушек», «Как Буратино стал вежливым»;

Игры – инсценировки: «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Магазин вежливых слов», «Магазин игрушек»;

Игры - импровизации, которые развивают невербальные формы общения, дают возможность ребё нку проявить себя через самовыражение: «Добрые эльфы», «Муравьи», «Я - кленовый листочек», «Бабочка», «Грибочки», «Цветок», «Снежинки» и другие;

Мини – этюды для закрепления основных эмоций: «Цветок», «Солнышко», «Росинки», «Берёзка», «Ветерок»;

Дидактические игры, способствующих формированию культуры общения детей : «Будь вежливым», «Зоопарк настроений», «Хорошо – плохо», «Азбука», «Читаем и составляем слова», «Маленькие слова»;

Создала подборку стихов, пословиц и поговорок о вежливости, добре и доброте;

Много подобрала и разработала игр, на развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие отрицательных эмоций: «Сотворение чуда», «Зоопарк», «Давайте поздороваемся», «Цветик - семицветик» и других, словесных и, жестовых игр, минуток вхождения в день, наглядностей по этикету, правилам поведения.

Публикации по теме:

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Сценарий игрового развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Давайте поиграем» ко Дню семейного общения (Развлечение проводится в музыкальном или спортивном зале. Родители участвуют вместе с детьми во всех играх.) (Звучит музыка, появляется.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2022 в 06:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Уфимцева (УИ 2724174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД