Папки-передвижки

Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях

Оксана Юрьева
Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях

Воспитание культуры ребенка

в процессе восприятия музыки в домашних условиях.

Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают около двухсот определений.

В теории культуры существуют понятия «Культура личности» и «Культура общества».

Публикация «Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях» размещена в разделах

В понятие «музыкальная культура» входят различные виды музы-кальной деятельности и их результат - музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а так же сложившиеся в этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, взгляды).

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что тот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

Родители должны понимать огромное значение музыкального воспи-тания для развития культуры ребенка и повышать свой культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой семьи.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты. В доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком.

Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

Но, к сожалению, семей, в которых мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы, гораздо больше. К музыке, как правило, отношение в таких семьях, как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к серьезной музыке его родители безразличны.

А ведь в любой семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятия, ис-полнительства, творчества и т. д.) В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в му-зыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном ис-полнении и качественном звучании (магнитофонная запись).

Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное вос-питание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музы-кальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Я в своей работе по музыкальному воспитанию детей учитываю, прежде всего, специфику каждой семьи. Ориентируюсь на различные условия в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Основными задачами музыкального воспитания детей в семье явля-ются те же, что и в дошкольном учреждении:

обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатле-ниями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные, творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности;

способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте не-обходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты. Стараются обо-гатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта в семьи, ее общего культурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытание временем, отбираются человечеством, доходят до его потомков.

«Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, она имеет право на существование. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры. Развить способности можно только на признанных человечеством эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов эпох и стилей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия. Различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже познает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Методы, используемые при работе с родителями:

1. Беседы, консультации, рекомендации. Консультируя ро-дителей, я рассказываю об опыте музыкального воспитания, накопленном в детском саду, чтобы они могли использовать его и дома.

2. Использование классической и народной музыки на праздниках, в повседневной жизни детского сада (при приеме детей, на праздниках, как звуковой фон). При подготовке праздников я очень тщательно подбираю музыкальный репертуар для танцев, для звукового фона, т. к. с появлением магнитофона подбор музыки, предлагаемой детям (особенно в нашу эпоху вседозволенности) иногда стал походить на дискотечное «конфетти». И во многих сада случилось то, о чем писал еще Шекспир: «. музыка, звуча со всех ветвей, теряет обаянье». Как тут не потерять обаянье, когда Киркоров сменяет Пугачеву, затем Алсу или новомодная «Глюкоза». И так с утра и до обеда, от зарядки до вечера развлечений. Но молодым родителям это нравится, детям вроде бы тоже, ну значит, нравится и заведующей, поэтому проблем никаких нет.

Но проблемы есть, и очень серьезные: это и формирование музыкального вкуса, и развитие музыкального кругозора. И психическое перенапряжение от обилия громких звуков и жестких ритмов, которое напоминает ощущение, когда питание состоит из консервированной пищи. А растущему организму, нужны витамины - духовная пища, т. е. непосредственное восприятие классической и народной музыки.

Публикации по теме:

«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы)«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения.

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культурыДуховно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей В данной консультации, предложен ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный развивающий результат. Для.

Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях Многие родители зачастую думают, что развитием ребенка должен заниматься детский сад, потом школа. Занятия с ребенком занимают много сил.

Логопедический массаж в домашних условияхЛогопедический массаж в домашних условиях Представляю вашему вниманию приемы логопедического массажа. Данный вид деятельности очень важен во время подготовительной работы по постановке.

Консультация для родителей «Опыты в домашних условиях» Опыты в домашних условиях «Как поймать воздух» Возьмем для опыта : А) резиновый шар Б) трубочку В) мыльницу с мылом Чтобы поймать воздух.

Особенности восприятия музыки глухим ребенком Глухие дети без специального обучения воспринимают проникающие к ним звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию (барабан).

Развитие потребности в красоте. Воспитание культуры посредством музыкиРазвитие потребности в красоте. Воспитание культуры посредством музыки Неисчерпаемые возможности воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание ученых,.

Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях Мастер – класс для родителей. «Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях» Цели: в нетрадиционной форме познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 12:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД